Психологическая готовность детей к школе

Рекомендации родителям по психологической готовности детей к школе.
     Ребенок должен идти в школу физически подготовленным, однако готовность к школе не сводится только к физическим показателям. Изменяется социальная позиция ребенка в обществе, и это требует адаптации его к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности к школе являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность ребенка к школе выражается его отноше­нием к учебной деятельности, учителям, самому себе.
     Родителям полезно знать, чем привлекает их ребенка школа.
     "У меня новый портфель и красивый пенал", "В школе Катя учится, она моя подруга". Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни, старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребенка и своей главной деятельностью - учебой  ("Хочу научиться читать и решать задачи", "Без учения никем не станешь, не получишь никакой профессии". "Буду сестричку учить читать и писать").
     Бывают случаи, когда ребенок не хочет идти в школу. Причины подобного, как правило, - результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.
     Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положи­тельное отношение к ней, к учителю, книге. С этой целью используется совместное (семейное) чтение художественной литературы, организуется для ребенка книжный уго­лок в семье, взрослые обращаются при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, демонстрируют диафильмы о школе, устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рас­сказывают о своих любимых учителях, показывают детям фотографии, грамоты, связан­ные со школьными годами. Взрослые знакомят детей с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивают значение книги, учения, создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя и др.
Волевая готовность ребенка к школе.
     В школе ребенка ждет напряженный труд, ему необходимо умение делать не толь­ко то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим пове­дением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью. Формирование волевых качеств в дошкольном возрасте успешнее достигается в игровой ситуации. Учитывая роль игры в формировании личности ребенка, родители во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля.
     В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детс­ким лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества и беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря, старшего вожатого и др., получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять трудовое, физическое, нравственное воспитание своих детей. Переход детей, переключение их с одного вида деятельности на другой происходит в игре легче.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
     Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, зна­ний, по объему "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе.
     Чтобы ребенок не утратил любознательности, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими бы сложными они ни были. Если своим вниманием взрослые поддержи­вают интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.
Родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процесс которой он бы мог находить все новые и новые свойства предметов, научился бы замечать их сходство и различие. Взрослые создают условия для развития речи ребенка, обсуждают с ним просмотренный фильм и даже мультфильм, задав несколько вопросов по прочитан­ной сказке, рассказу, выясняя таким образом, как ребенок понял произведение, как воспринял определенное явление природы, действия животных, людей, сказочных персонажей.