Гончар Жанна Михайловна

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения»

 Гончар Жанна Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

  

  1. Информационный блок

1.1.         Название темы опыта.

      Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения.

1.2.         Актуальность опыта.

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века.

 Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. К сожалению, за годы моей работы я заметила, что в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Невысокая успеваемость учащихся всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон  я слышала жалобы от родителей  на плохую память.

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Поскольку младший школьный возраст – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии, мной была выбрана тема исследования.

Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию. Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания:

ослабленное здоровье учащихся;

низкая мотивация учебной деятельности;

недостаток речевого развития;

недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

1.3.         Цель педагогической деятельности.

       Выявить возможности уроков чтения для развития памяти младших школьников.

1.4.         Задачи опыта.

  1. Проанализировать особенности развития памяти у младших школьников.
  2. Показать роль учебной деятельности в этом развитии.
  3. Раскрыть возможности уроков чтения: методов, приемов работы с текстовым материалом, средств обучения используемых учителем начальных классов на уроках чтения для развития памяти младшихшкольников.

2. Описание технологии опыта

2.1.  Ведущая идея опыта.

      Что значит хорошая память учащегося? Это такая память, которая обеспечивает" скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала". Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности.

       Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.

      Наиболее целесообразно, на мой взгляд, развивать память на уроках литературного чтения, так как в младшем школьном возрасте восприятие окружающего мира продолжает быть эмоциональным, чувственным, и живое слово будет способствовать наилучшему усвоению мнемических приемов.

    Анализ исследований по проблеме развития памяти у младших школьников на уроках чтения показывает, что теоретические основы освещены недостаточно широко и подробно, и практическая сторона вопроса требует дальнейших разработок.

2.2.  Описание сущности опыта.

      В процессе изучения темы мной были проанализированы возрастные особенности развития памяти младших школьников и изучении классификация основных видов памяти.

Виды памяти и их особенности

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

 Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни человека они обогащаются и взаимодействуют между собой.

 В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в младшем школьном возрасте. Этот возраст характеризуется сензитивностью к развитию памяти.

       Для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной, поскольку у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.

       Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов.

Методы, которые я использую для развития памяти на уроках чтения:

1) Визуальный метод. ( Необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.)

2) Двигательный метод (Необходим тому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать.)

3) Слуховой метод.

Этот метод является оптимальным для детей с одноимённым ведущим типом памяти.

4)  Логический метод. ( Для тех, у кого преобладает логическая память)

Можно выделить следующие закономерности запоминания:

1. Запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;

2. От способа и средства предъявления материала (в начальных классах    прежде всего от использования наглядности);

3. От рациональной организации повторения материала;

4. В запоминании должны участвовать все виды памяти;

5. В процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т. д.

Способы запоминания текстов

  Планирование, Сжатый пересказ, «Кинокамера», «Что? Где? Когда?»,

« Расскажи историю по схеме», «Нарисуй схему рассказа»,Расскажи историю по плану, Составь план и др.

Способы запоминания стихов

    Повторение, “Фотоаппарат”, «Разрезанное стихотворение», «Шторка»,

Поющее стихотворение,  Стихи и перевёртыши и др.

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». На уроках литературного чтения стараюсь путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Использую упражнения для тренировки умения запоминать на слух. («Эстафета слов», «Что какого  цвета?», «Выбор», «Стоп», «Инопланетяне» и др.)

Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие. Например: «Повторяй за мной», «Запрещенное движение» и др.

В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. Программа по литературному чтению основывается на умении ученика работать с текстом: прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для успешной учебы очень важно помочь ребенку научиться запоминать и воспроизводить тексты. Я предлагаю упражнения, которые постепенно формируют навыки логического запоминания, начиная с работы со словом в первых заданиях, переходя к работе с несколькими предложениями и завершая работой с текстом. Основные способы запоминания текста: запоминание с помощью схемы, с помощью ключевых слов, с помощью системы вопросов, с помощью составления плана, с помощью восстановления деформированного текста. Эти способы запоминания ребенок будет применять при выполнении домашних заданий, связанных с работой с текстом. («Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Рисуем схему», «Ключевые слова», «Составляем план», «Путаница-1»и др.)

В помощь ученикам для развития памяти предлагаю памятки

« Правила тренировки памяти»

  1. Ставь цель запомнить надолго.
  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
  3. Заучивай с желанием знать и понимать.
  4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.
  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

На родительских собраниях даю некоторые советы для родителей как помочь ребёнку выполнять домашнее задание по чтению.

 Старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

 Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки.

Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом, у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

         Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов.

2.3. Результативность и эффективность опыта.

Исследование показало, что уроки чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников. Учитель может обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей. Все это будет содействовать не только развитию и усовершенствованию памяти, но способствовать общему интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи.

  1. Заключение

      Работая с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, я обобщила и систематизировала данные и, столкнулись с такими фактом как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии памяти младших школьников на уроках литературного чтения.

      По моему  мнению, уроки  литературного чтения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. При этом учитель должен использовать такие приемы и формы деятельности, которые заинтересуют детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это в свою очередь будет способствовать развитию различных видов памяти детей, активизации их интеллектуальных процессов.

 

Список используемых источников

  1. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. – М., Линка - Пресс, 1998
  2.  Память и ее развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М., Психология, 1999.
  3.  Память человека и ее воспитание // Нечаев А.П. – М., - Воронеж, 1997.
  4. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1990.
  5. Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению. Начальная школа: плюс-минус. № 10, 1999.
  6. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
  7. Зайцева В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа, №8, 1990.
  8. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М. 1967.
  9. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.
  10. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. – Екатеринбург, 2000.
  11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1997.
  12.  Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997

читать/скачать