Заруцкая Оксана Семёновна

Интерактивные  средства  обучения

Из  опыта  работы  с  интерактивной доской

 Заруцкая  Оксана  Семёновна, учитель  начальных  классов

ГУО «Средняя  школа  №4 г. Ивацевичи»

  

Основная  задача  начальной  школы - обеспечить  своим  ученикам  высокое  качество  знаний, стимулировать  их   творческую  активность. Также   надо   вырастить  ученика,   способного  самому  добывать  новые  знания, человека, который  будет  учиться  всю жизнь. При  этом  важно  не  потерять, не  задавить  ребёнка  как  личность  и  дать  ему  возможность  для  всестороннего  раскрытия  всех  его  талантов. Для  решения  этих  важнейших  задач  я  использую  различные  средства  обучения. Более  подробно  хочу  рассказать  об  интерактивных  средствах  обучения  в  начальной  школе,в  частности, об  интерактивной  доске.

Задача  моей  работы - познакомить  коллег  с  различными  приёмами  использования  интерактивной  доски  на  уроках  и  сформировать  мотивацию  к  применению  в  своей  работе  современных    средств  обучения.

Актуальность

В  наш   век  смартфонов  и  Интернета  очень  трудно  чем-либо  удивить  современного  ребёнка. Конечно, учителя  начальных  классов  используют  на  уроках  различные  игровые  приёмы, разнообразные  наглядные  пособия, но  всё  сложнее  становится  мотивировать  учащихся  к  интеллектуальному  труду. Создаются  новые  методические  комплексы  на  бумажных  носителях, но  это  не  упрощает  работу  учителя. Мы  продолжаем  изготавливать  раздаточный  материал, что-то  бесконечно  ксерокопируем  к  уроку. Даже  самые  опытные  педагоги  не  могут  охватить  всех учащихся  класса  учебной   деятельностью  на  уроке. Элементарно  не  хватает  времени  на  уроке. А  ведь  надо  не  только дать  новый  материал, но  и  отработать  его   с  каждым  учеником. В  современной  школе  появляются  компьютеры  и  телевизоры. Они  помогают  учителю  начальных  классов  реализовывать  принципы  наглядности  и  доступности  в  получении  новых  знаний. Но  и  здесь  есть  существенный  минус  - дети  пассивно  получают  познавательную  информацию  без  личного  участия  и  анализа. Давно  установлено, что  около  80%   информации человек  воспринимает  через  органы зрения, около 15%  через  слух  и  оставшиеся  5%  через  осязание, обоняние  и  вкус. Но, когда  речь  идет  не  только  о  восприятии, но  и  о  запоминании  информации, то повышается  роль  моторной  памяти, т.е. памяти  движения. Это  значит, что лучше всего человек  запомнит  материал, когда  увидит, услышит  и "потрогает", Сам  что-то воспроизведет, запишет, нарисует  и  т.п. Детей   влечёт  всё  яркое, необычное. Учитель  не  может  конкурировать  с  Интернетом. Выход  только  один - активно  внедрять  информационные  технологии  в  учебный  процесс. И  делать  это  надо  уже  с первого  класса.

Я  работаю  учителем начальных  классов 23  года. Я  знаю  ответы  на  многие  вопросы: как  учить, для  чего  учить, какие  методики  в  каких  ситуациях  применять. Самая  главная  задача  учителя, на мой  взгляд, научить  ребёнка  и  сохранить  при  этом  здоровье  ребёнка, помочь  ученику  отрастить  своеобразные  крылья, которые  помогут  ему   лететь  дальше  по  жизни. Реализовать  на  практике  всё  это  можно  через  применение  на  уроках  средств  интерактивного   обучения.

Интерактивная  доска - лучшее, что  существует  из  технических  средств наглядного  обучения, помогающих  эффективному  взаимодействию  учителя  с  классом. Возможности  интерактивной   доски  позволяют  переключить  школьников  на понимание  того, что  видео  и  игровые программы  успешно  используются  для обучения. Интерактивная  доска, независимо  от  того, для  каких  целей, на каком  этапе урока  она  применяется, является  инструментом  визуального  представления  данных. А  у  современных  учащихся  потребность  в  визуализации  информации  очень  высока.  Нельзя  забывать  и  о  том, что  в  младшем  школьном  возрасте  преобладает  наглядно-действенное  и  наглядно-образное  мышление. Учитель, работающий  с интерактивной  доской, может  повысить  уровень  восприятия  материала  за  счет комбинации  различных  форм  передачи  информации – визуальной, звуковой, тактильной. В  процессе  урока  он  может  использовать  яркие, многоцветные  схемы  и графики, анимацию  в  сопровождении  звука, интерактивные  элементы, которые откликаются  на  действия  учителя  или  ученика.

Основные  возможности  интерактивной  доски:

  1. «Умное»  перо.
  2. Мгновенный  перевод  информации  с  компьютера  на  доску.
  3. Скрытие  объектов.
  4. Изменение  объектов. Перемещение  объектов.
  5. Использование  активных  моделей.

Описание  опыта

Я  применяю  возможности  интерактивной  доски  в  преподавании  разных учебных  дисциплин  в  начальной  школе. Интерактивная  доска  позволяет  организовать  деятельность  ученика  у  доски  без  мела  и  тряпки. Передвигать  объекты  на  доске, вписывать  нужные  слова  и  числа  в  заготовленные  шаблоны, управлять  презентацией, находясь  лицом  к  классу, делать  легко  воспринимаемые  и аккуратно  оформленные  чертежи  и  схемы, динамично  дополнять  изображение дополнительными  рисунками, вносить  поправки  и  дополнения  по  мере своего рассказа – вот  не  полный  перечень  возможностей  интерактивной доски.  Если  в классе  есть  учащиеся  со  слабым  зрением, я  могу  увеличить тот или иной элемент, нарисованный  на поверхности  доски.

Важный  момент  при  работе  с доской - управление  демонстрацией (смена слайдов, создание  и  перемещение  объектов, выделение цветом важных  моментов  и др.) происходит  с  помощью  электронного  маркера.

Например, чтобы  отработать  навык классификации  с  учащимися  первого  класса, которые  ещё не  умеют  читать  и  плохо  воспринимают  информацию  на  слух, требуется  разместить  на  обычной  доске  до  15  картинок  с  изображением  предметов разных   групп, а  затем  эти  предметы  перегруппировать. Технически  осуществить это  непросто. Картинки  и  магниты  падают  на  пол даже  из  рук  учителя. Насколько  прост  и  удобен  этот  процесс  на  интерактивной  доске! Ничего  не  подает, дети  передвигают  предметы  по  сенсорному  экрану  и группируют  их  всеми  возможными  способами. У доски  может  быть  сразу  несколько  человек. А  учитель  с  помощью  цветного   маркера  обводит  группы  предметов  по  определённому  признаку. Все  вместе  классифицируют  предметы.

Использование  разлиновки  экрана  в  клетку, в  линейку  помогает  ученику ориентироваться  на  тетрадном   листе, когда начинается формирование  навыка письма, усвоение  правил  единого орфографического   режима, что особенно важно  на уроках  в  1  классе.

Анализировать  текст  или  разбирать  его,  работать  с  отдельными предложениями  на  уроках  русского  языка  помогают  возможности  интерактивной доски.  При  восстановлении  деформированных  предложений  или  текстов,  используя возможность  доски  перемещать   объекты, меняется порядок слов  в  предложении. Работая  со  словарными  словами, с орфограммами и т.д.  можно добиться максимальной  наглядности.

На  уроках  «Человек  и  мир» интерактивная  доска  также  незаменимый помощник. С   ее помощью можно легко  путешествовать  по  разным  материкам  и странам, рассматривать  строение  растений, изучать  различие  между  животными, группировать  объекты  природы  по  определенным  признакам  и т.д.

Всю  проведенную  в  ходе  урока  работу, со  всеми  сделанными  на  доске записями  и  пометками, можно  сохранить  в  компьютере  для  последующего просмотра.

Младшим  школьникам  нравится  работать  с  интерактивной  доской. Учиться становится  интересно  и  увлекательно. У детей  повышается  концентрация  внимания. Благодаря  наглядной  форме, дети  быстро  осваивают  это  техническое  средство обучения, даже  те  из  них, кто  не  имеет опыта  работы  с  персональным  компьютером  или  испытывают  перед  ним  робость. Интерактивная  доска  снижает  психологический барьер, позволяя  ребенку  преодолеть  свой  страх  перед  техникой  и  начать использовать  на  своих  уроках  современные  информационные  технологии. Специальных  занятий  для  изучения  доски  не требуется, дети  быстро  осваивают приемы  работы, просто наблюдая  за учителем  и  своими  одноклассниками. Дети  чаще поднимают  руку, чтобы  выйти  к  доске  и  выполнить  задание  учителя. Здесь срабатывают  факторы, связанные  с  повышением  мотивации  учащихся   и  наглядности представления  материала.

К  компьютеру   и  соответственно  к  интерактивной  доске  может  быть подключён  цифровой  микроскоп, документ-камера, цифровой  фотоаппарат  или видеокамера. И  со  всеми  отображёнными  материалами  можно  продуктивно работать  прямо  во  время урока.

Интерактивную  доску  можно  использовать  не  только  на  уроках, но  и  во  время проведения  внеклассных  мероприятий, различных  викторин, конкурсов, игр,  концертов и т.д.

Грамотная  работа  с  интерактивной  доской  на  уроке  позволяет  добиться оптимизации  учебного  процесса.

Выводы

Преимущества использования интерактивной доски  на уроке:

1.Повышение  качества  освоения  материалов;

2.Экономия  учебного  времени;

3.Усиление  наглядности   обучения;

4.Укрепление  обратной  связи  на  уроках, увеличение  количества  опрашиваемых;

5.Повышение  внимания  учащихся  к  содержанию  урока,  большая заинтересованность  школьников  в  изучаемом  материале;

6.Развитие  творческих  способностей  учащихся;

7.Разнообразие  форм  итогового  контроля;

8.Расширение  видов  деятельности  на  уроке;

9.Возможность  представить  материал, который  без  интерактивной  доски практически  предоставить  невозможно, а  также  материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную  информацию  в  систему.

Повышение  эффективности  обучения  не  происходит  само  по  себе  с приобретением  интерактивной  доски. Учителю  важно  подобрать  материал  для  уроков  или  сделать  его  самостоятельно  на  должном  уровне. Да  и  сама  доска  не делает  урок  развивающим, таким  его  может  сделать  только  учитель, ясно представляющий  цель, использующий  эффективные  методы  обучения, а  доска – это полезный  инструмент  в  руках  учителя.

 

Список используемой литературы

Верниковская В.В. «Интерактивные  средства  обучения, или  Меловая  доска-миссия  невыполнима» ж-л «Пачатковае навучанне:сям ‘ я,дзіцячы сад,школа»  № 1-5  за 2010 год

 Электронные интерактивные доски SmartBoard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/.

читать/скачать