Крот Галина Александровна

 Описание опыта

педагогической деятельности

 «Развитие исследовательских умений и навыков

младших школьников»

  1. Информационный блок

1.1.         Название темы опыта.

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников.

1.2.         Актуальность опыта.

     В последние годы в учреждениях образования Республики Беларусь активно обозначила себя тенденция, связанная с привлечением учащихся к исследовательской деятельности, целенаправленным развитием исследовательских способностей  детей и учащейся молодёжи. Знаковым представляется тот факт, что данный процесс берёт свой старт уже на первой ступени общего среднего образования, ведь исследовательская деятельность является естественной потребностью ребёнка младшего школьного возраста.

   Работая учителем начальных классов более 25 лет, я постоянно вижу интерес младших школьников  к изучению окружающего мира,  их постоянное желание узнать что-то новое, узнать больше, чем они получают на учебных занятиях.  Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение.           

    По определению И.И. Савенкова исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации.

     Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

    Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

1.3.         Цель опыта.

     Разработать теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков  детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности.

1.4.         Задачи опыта.
1. Изучить материалы научно – исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. 
2. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений учащихся.

  1. Определить эффективность использования этих приёмов и методов для обучения младших школьников  исследовательской деятельности. 
  1. Описание технологии опыта

2.1.         Ведущая идея опыта.

      Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.  Современная школа должна готовить своих учащихся  к жизни в новом мире, где востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в орга­низатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

   Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость — вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность.

2.2.         Описание сути опыта.

         Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. И  я считаю, чтобы дети не потеряли дара исследователя и творца их нужно  вовлекать в  исследовательскую  деятельность.

    Опираясь на свой опыт, хочу рассказать, как я организую работу по развитию исследовательских умений и навыков у своих учащихся.

    Прежде чем заняться данным видом работы, я изучила  методику организации исследовательской деятельности А. И. Савенкова. «Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник -- отмечает Савенков, -- если их этому специально не обучать». 

     Занятия  я  начинаю проводить со второго полугодия первого класса.   Форма работы, в основном, групповая.  Она строится на развитии общих исследовательских умений.  Уже на  первых занятиях  я стараюсь на примерах объяснить учащимся, что такое исследование? Кого называют исследователями, чем занимается такая категория людей.  На протяжении первых двух лет обучения я провожу с учащимися  тренировочные занятия  в игровой форме. На которых они  осваивают методы исследования: учатся задавать вопросы самому себе, собеседнику; находить нужный материал в книгах; наблюдать и обобщать; проводить элементарные опыты (эксперименты). Для активизации познавательной деятельности учащихся использую загадки, ребусы, шарады, логические задачи, игры-исследования, ролевые игры, игры-путешествия во времени, игры-путешествия на другие планеты.

В своей практике я использую упражнения:

  • посмотри на мир чужими глазами;
  • составь рассказ от имени другого персонажа;
  • составь рассказ, используя данную концовку;
  • сколько значений у предмета?
  • тема одна – сюжетов много.

Активную помощь оказывают  родители.

      В первом полугодии второго класса я начала работу по организации коллективной игры-исследования.  Смысл данной работы заключается в том, чтобы научить детей планировать исследовательскую деятельность, добывать необходимую информацию по определённой теме, учиться её фиксировать с помощью пиктограмм, анализировать добытые сведения и готовить небольшой доклад-сообщение. Эти занятия расширяют кругозор ребёнка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для самостоятельного исследования самых разных проблем.  Здесь же формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Важными умениями  для исследования являются: умение задавать вопросы, выработать гипотезы и т.д.

 В умении выработать гипотезы использую  следующее упражнение:

-- давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.; Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть.

 Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем») помогает развить умение задавать вопросы.

   По методике, усвоенной в групповых занятиях, самые активные учащиеся готовят выступления перед своими одноклассниками. Любой доклад на занятии заканчивается обсуждением. Слушатели задают вопросы докладчикам. По итогам защиты поощряю не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. Некоторые из этих докладов переросли в исследовательскую работу. В результате проведённых исследований, учащиеся получили не только определённые знания, но и пережили личный опыт, побывали в ситуации успеха.

        По мере того, как идёт процесс вовлечения  детей в исследовательскую деятельность, я выявляю лидеров, которые хотят вести самостоятельное исследование. Это, обычно, несколько учащихся. И поэтому, в третьем классе  я провожу  групповые занятия, а в четвёртом  --  индивидуальные занятия  только с теми учащимися, которые реально готовы к проведению самостоятельных исследований. Наряду с развитием общих исследовательских умений мы продолжаем работу и  над самостоятельными исследованиями.

  Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

    Успех  дальнейшей  работы с учащимися  во многом зависит  от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения исследования. Необходимо помочь детям определиться с интересующей их областью знаний, предоставит им возможность самостоятельного выбора темы. Она должна быть в первую очередь интересна и понятна ребёнку, а не навязана взрослым.

  Далее формулируются гипотеза, цели и задачи исследования.

  Важный этап работы – оформление результатов исследования. Необходимо определить форму, в которой будет представлена работа, знать критерии оценки и, исходя из этого, оформлять исследование.

   Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Выручают электронные презентации, в которых отражены основные моменты работы ребёнка, а ещё присутствие на защите родителей. Такая поддержка обеспечивает уверенность в собственных силах.

2.3.         Результативность и эффективность опыта.

       При разработанном способе структурирования материала организованная деятельность позволила  добиться  хороших  результатов. Учащиеся стали активно проявлять интерес к  различного рода исследованиям, самостоятельно выдвигать идеи исследовательских работ.  Уже  с третьего  класса ребята стали участниками школьной научно-исследовательской конференции. Самыми запоминающимися стали исследования:  « Свойства растений  накапливать и экономить питательные вещества» -- Герман Оксана, 3 класс, 2009 год.  «Священная память нашей семьи» -- Косовец Алексей,  4 класс, 2014 год,  диплом III степени  районной  научно-практической конференции  «Дети. Творчество. Интеллект».  

     Результаты  контрольного обследования  уровня  сформированности исследовательских умений младших школьников, показали, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился.

    Проанализировав свою деятельность и деятельность учащихся, я пришла к выводу, что формировать и развивать исследовательские способности ребёнка нужно с младшего школьного возраста.

  1. Заключение

      Предложенный подход к организации исследовательской деятельности младших школьников включает в себя методы и формы обучения исследовательским умениям, поэтапную работу учащихся над собственным исследованием, в которой применяются на практике сформированные умения, и как завершающий этап – публичное представление ребенком собственной исследовательской работы.

   В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.

     Учебное исследование детей младшего школьного возраста должно осуществляться при помощи и поддержке педагогов и родителей.      Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором  исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

    Полученные данные свидетельствуют: разработанная технология организации исследовательской деятельности младших школьников, включение родителей младших школьников в совместные с детьми занятия исследовательской деятельностью влияют на качество организации исследовательской деятельности младших школьников.

        В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности и тогда результат будет  закономерен.

    Опыт моей педагогической деятельности может быть  интересен  учителям, которые занимаются развитием  исследовательских способностей своих учащихся.

 

Список использованных источников

1.  Островская,  А. А. Диагностика исследовательских умений и навыков младших школьников / А.А. Островская // Пачатковая школа. – 2012. -- №3. –

С. 45 – 48.

2. Савенков, А. И.  Психологические основы исследовательского подхода к        обучению / А.И. Савенков. – Москва: Ось-89, 2006. – 480 с.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: // www.eidos. ru/

4. Чечет, В.В.  Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования творческой личности педагога и обучающегося / В.В. Чечет // Пачатковая школа. – 2013. -- № 9. – С. 8 – 13. 

читать /скачать