Лучиц Людмила Болеславовна

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Формирование у младших школьников навыка правильного беглого чтения посредством системы упражнений»

 Лучиц  Людмила Болеславовна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

  

  1. Информационный блок

1.1.         Название опыта.

«Формирование у младших школьников навыка правильного беглого чтения посредством системы упражнений».

1.2.         Актуальность опыта.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Но сделать это все труднее, так как в современном мире альтернативой книге стали телевизор и компьютер. Поэтому тема формирования навыка чтения младших школьников очень актуальна. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать.

Проблема формирования навыка чтения волновала выдающихся педагогов. Я.А.Каменский писал: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».

Чтение – это труд, и труд тяжелый.  Я задумалась над тем, как  же помочь детям? С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый и устойчивый огонек жажды чтения? Как учить светло, радостно, без принуждения? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост.

Анализируя динамику беглого чтения (учащихся предыдущего выпуска) я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается.Однако, по моим наблюдениям, работа над формированием и автоматизацией технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключить ребёнка на работу со смыслом прочитанного, я заметила, что  нарушается естественный психологический процесс формирования чтения, и создаются условия для появления ошибок.

 Общепедагогическое и практическое значения данной проблемы послужили основанием для выбора темы опыта.

1.3.         Цель опыта.

Использование системы упражнений, в результате чего у учащихся  сформируется навык правильного беглого чтения.

1.4.         Задачи опыта.

- определить сущность понятия «навык чтения»;

- выявить психолого - педагогические условия развития навыка правильного беглого чтения;

- разработать и апробировать систему упражнений по формированию навыка правильного беглого чтения на уроках литературного чтения;

- определить эффективность использования данной системы упражнений.

1.5. Ведущая идея опыта.

Система упражнений позволит сформировать у учащихся  навык правильного беглого чтения.

  1. Описание технологии опыта

2.1.         Описание сути опыта.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:  

 а)технические навыкиправильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между  зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой;

б) процесс понимания смысла читаемого извлечение его смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла прочитанного. Изучая эту проблему углубленно, я убедилась, что  существует много причин, тормозящих скорость чтения. Основные причины:

  • Неправильное дыхание
  • Нарушения артикуляции
  • Регрессии
  • Малое поле зрения
  • Природный темп деятельности
  • Отсутствие антиципации.

Устранение этих причин облегчает процесс формирования навыков правильного беглого чтения.

Учитывая эти проблемы, я разработала систему упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения, тем самым, улучшить навык чтения.

Применение системы упражнений, направленных на развитие навыка правильного и беглого чтения, велось мною последовательно и поэтапно. Система представлена в таблице «Этапы работы по формированию правильного беглого чтения».

 

Этапы работы

Причины, тормозящие скорость чтения

Задачи устранения причин

Виды упражнений (используемых во время проведения речевых разминок)

1 этап подготовительный

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неправильное дыхание

 

 

 

 

 

Нарушение артикуляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регрессии

 

 

 

Формирование навыка владения дыханием и голосом

 

 

Обучение хорошей дикции, отчетливому проговариванию звуков, умению говорить выразительно, достаточно громко.

Установление причин регрессий. Отработка навыка чтения без регрессий

«Задуй свечу», «В цветочном магазине», «Выдох со счетом», «Медвежата», «В лифте», «Сдерживание дыхания», «Паровоз», «Надоедливый комар», «Часы», «Мы растем», «Каша кипит».

Артикуляция гласных, согласных, гласных и согласных;

Чистоговорки;

Скороговорки.

 

 

 

 

 

 

 

«Чтение с окошечком»; «Найди лишнее слово»; чтение слов отличающихся одной буквой; чтение цепочек родственных слов; чтение цепочек слов, близких графическому облику.

2 этап

Формирование правильного  беглого чтения

2 – 3 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малое поле зрения

 

 

 

 

 

 

 

Природный темп деятельности

 

 

Отсутствие антиципаций

 

 

Применение упражнений для расширения оперативного поля чтения.

Совершенствование работы по расширению поля зрения.

Использование  приемов для увеличения темпа деятельности.

Освоение и использование приемов для развития навыка антиципации.

 «Пирамиды»; «Словесные пирамиды»; «Бросок – засечка».

 

 

 

Чтение первого и последнего слогов на строке; цифровые таблицы Шульте.

 

Многократное прочтение; «Молния»; «Буксир»; «Догони».

 

 

 

Чтение с пропущенными окончаниями; «Доскажи строчку»; «Занимательные модели»; «Чтение наоборот»; «Слова – невидимки»; «Поиск смысловых несуразиц»; «Чтение текста через слово».

3 этап

Формирование устойчивого навыка чтения

(Коррекционный) 4 класс

Индивидуальные

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление причин слабо сформированного навыка чтения отдельных учащихся. Коррекция в индивидуальном плане.

Упражнения на коррекцию выявленных  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение этапов условно, в учебном процессе эти этапы тесно взаимосвязаны.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Я пришла к выводу: чтобы освоить какие–то умения, довести их до автоматизации,  до уровня навыка, вовсе не обязательно проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Упражнения на 1 этапе работы.

Для каждого учащегося, начиная с первого класса, завожу папку «Чтение».  На протяжении обучения она пополняется упражнениями, представленными в этой работе.  При подборе упражнений опираюсь на методики В. Н. Зайцева, И. Т. Федоренко, так же использую числовые таблицы  Шульте. В своей работе использую такие приемы, как: чтение вслух, про себя, жужжащее, хоровое, чтение в темпе скороговорки, цепочкой, «Петушок», «Лягушка», бинарное чтение и т. д.

На 1 (подготовительном) этапе работы, начиная с уроков обучения грамоте, широко использую упражнения на постановку дыхания и формирование правильной осанки. Выполнение упражнений данного вида помогает детям научиться грамотно «расходовать воздух при произнесении слова или фразы, неслышно «добирать» его во время паузы, дышать во время чтения легко и естественно. Провожу их в игровой форме (в круге на ковре), в виде речевых разминок перед чтением или во время физкультминуток.

В первом классе эту работу провожу фронтально, а в последующие годы обучения – индивидуально (только с теми ребятами, для которых подобные игры необходимы), либо до урока, либо в его начале. Как показала практика, эти игровые упражнения ребятам очень нравятся, к тому же  приносят огромную пользу.

 

Упражнение «Пильщики».

 Исходное положение: немного наклониться вперед. Руками делать движения, как при пилке дров, и проговаривать, следя за своим дыханием:

                      Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два.

                      Будут на зиму дрова, раз, два, раз, два.

Упражнения для работы над артикуляцией напрямую связаны с развитием речевого аппарата и особенно полезны для первоклассников. Начинаю эту работу с артикуляции гласных и согласных, как только дети познакомятся с несколькими звуками и буквами. В работе использую различные буквенные и слоговые таблицы. Широко использую игры с мячом, которые положительно влияют на интеллектуальное развитие учащихся,  помогают сконцентрировать их внимание во время выполнения упражнений.

Игра «Звук за мячом»

Учитель, бросая мяч, (или имитируя бросок мяча) посылает детям звук, слог, слово, учащиеся четко произносят (повторяют) задание и бросают его учителю. Варианты проведения игры: бросьте звук, как воздушный шарик; нежно переложите его на мои ладони; поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом; игра в теннис и др. Главное, чтобы дети не забывали про дыхание и правильное произношение.

Так же, на этом этапе, веду работу по предотвращению регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного). По моим наблюдениям, этот недостаток самый распространённый. Некоторые ребята, незаметно для себя, читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. Причинами регрессий могут быть такие: кажущиеся трудности текста, а так же отсутствие внимания, сила привычки. Для достижения положительного результата    использую тренировочные упражнения.  

                       «Чтение с окошечком».

Листок с окошечком накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

Упражнения на 2 этапе работы

На этом этапе работы по формированию правильного беглого чтения в конце каждого урока оставляю 2 – 3 минуты для самозамера чтения учащимися. Ребятам предлагаю в течение одной минуты читать текст в полголоса (жужжащее чтение) и отметить, до какого слова дочитали. Затем учащиеся пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в читательском дневнике. Подобная самопроверка позволяет каждому ребенку читать текст в доступном для него темпе, а также развивает навык самоконтроля и самооценки. Для проверки правильности и темпа чтения так же организую взаимопроверку, которую провожу в парах: первый ученик читает текст в течение одной минуты своему соседу, тот в это время следит за правильностью и отмечает допущенные ошибки, на следующую минуту роли в паре меняются.

На данном этапе для развития темпа чтения уделяю большое внимание развитию оперативного поля чтения учащихся (участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации). Восприятие читаемого текста происходит только в момент фиксации (остановки).  Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно,  а то и вообще не видит. Поэтому, чтобы ребенок читал быстро, работаю над развитием оперативного поля чтения, посредством специальных упражнений.

«Пирамида».

КОС*ТЕР

ПАТ   *  РОН

ПЛА     *     КАТ

ГНЕЗ      *         ДО

ПАШ       *         ТЕТ

ЛИ                *           ВЕНЬ

ЛО                  *             ШАДЬ

МОР                  *                 КОВЬ

ТЕТ                      *                    РАДЬ

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Так же провожу работу по увеличению природного  темпа деятельности (скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение).  Хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно меняться. Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения. Пример упражнения:

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде: «Молния».

Большое внимание уделяю выработке приема антиципации, или смысловой догадки. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения. Упражнения подобного типа вызывают особый интерес. Как показывает практика, не все ребята могут сразу справиться с такими заданиями. Но овладев  умением выполнять данные упражнения, каждый ученик повышает навык чтения.

Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

3 этап формирования навыка правильного беглого чтения – коррекционный. Выявляю причины слабо сформированного навыка чтения у отдельных учащихся и провожу в индивидуальной или групповой форме коррекционные упражнения. Этому в полной мере способствуют папки «Чтение», в которых, к этому времени, собрано множество упражнений по развитию правильного беглого чтения.

2.2.         Результативность и эффективность опыта.

Как показала практика, последовательное и систематическое использование мною приведенных выше упражнений способствовало развитию  у учащихся навыка правильного беглого чтения. Применение системы упражнений позволило учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями повысить уровень чтения.

Проверка  способа чтения  в моём классе показала, что прослеживается положительная динамика: к концу 4 класса все учащиеся читают целыми словами. При определении темпа чтения учитывались индивидуальные особенности ребенка: уровень темпа чтения стал соответствовать темпу речи.

 Уровень развития правильности чтения я определяла исходя из количества допущенных учеником ошибок: высокий уровень – чтение без ошибок, достаточный – допущено не более 4 ошибок, низкий – допущено 5 и более ошибок. По результатам проверки правильности чтения можно судить о том, что проводимая работа дала положительный результат.

  1. Заключение

Судя по результатам диагностики, исходя из личных наблюдений, я утверждаю, что использование системы упражнений повлияло на то, что у учащихся сформировался артикуляционный аппарат, увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, сформировалось устойчивое внимание, уменьшилось количество регрессий, выработался навык антиципаций и, как следствие, сформировался навык правильного беглого чтения.

Таким образом, я могу судить, что обучение чтению с применением системы данных упражнений способствует формированию у учащихся навыка правильного беглого чтения.

Совершенствование технической стороны чтения повлекло повышение уровня осознанности, выразительности, способствовало формированию устойчивого навыка чтения, что  позволило учащимся получать удовольствие от самого процесса чтения.

Данная система упражнений может быть использована учителями начальных классов без ограничения по количеству учащихся в классе и их уровня обученности, так как предполагает дифференцированный подход к обучению.

Список литературы

  1. Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. - М., 1997 – 97с.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991 – 222 с.
  3. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению Нач. школа. - 1994. - № 11. - С. 41-44.
  4. Зобнина, М. А. Как пробудить у младших школьников интерес к чтению? / М. А. Зобнина //Начальная школа. – 2007. - №8. – с. 35 – 43.
  5. Локалова, Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению / Н. П. Локалова // Начальная школа. – 2007. - % 12. – с.14 -19.
  6. Неборская Т. А. Учим читать вслух и молча – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,   2005 – 77с.
  7. Нечаева Н..В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - М.., 1996, - 128 с.  
  8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Пособие для учителя. - М.., 1997
  9. Стремок, И. М. Литературное чтение. Контроль результатов учебной деятельности младших школьников / И. М. Стремок, О. И. Тиринова / / Пачатковая школа. 1999. № 6.
  10. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с  русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 239 с

читать/скачать