Сахонь Елена Ивановна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

    Схемы-опоры

как средство повышения  качества усвоения  знаний

на уроках русского языка

  Сахонь Елена Ивановна,

учитель начальных классов

                                                           1.Информационный блок

       Как и многим моим коллегам, мне приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя и чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Почему пустое? Один дополнительный урок для слабого ученика - мало. Систематические занятия утомительны. Вот и думает ребенок: "Когда же кончатся эти мучения?" И я стала думать, почему некоторые ученики слабо усваивают материал. Что нужно, чтобы успешно учились все? Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы.

В поиске  методических средств    я обнаружила книгу Лысенковой  С.Н. «Когда легко учиться». Мне была близка идея этого методического пособия, и я решила использовать схемы-опоры для устранения проблемы в моей педагогической практике. Я предположила, что при помощи схем-опор можно повысить уровень усвоения знаний детей, облегчить  процесс обучения - т.е. снять психологическую перегрузку  детей и усовершенствовать качество знаний. Для этого я поставила перед собой цель:  повысить качество усвоения знаний на уроках русского языка через применение схем-опор.

 Я определила следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

2)  Разработать схемы-опоры, таблицы, карточки, перфокарты, классифицировать их, составить каталог.

3)  Проверить эффективность их использования на уроках русского языка.

4)  Выработать рекомендации по технологии использования схем-опор на уроках.

                           2.Описание технологии опыта

Физиологические возможности головного мозга по освоению теоретических понятий значительно выше требований, имеющихся в программах. Как утверждает И. Подласый, «за время школьного обучения учащемуся приходится осваивать 30.000 понятий, что в 10 раз меньше возможностей ребёнка». Автор делает вывод, что «никакой информационной перегрузки объективно не существует. Если она есть, то ощущается как психическая усталость, вызванная факторами не информационного происхождения » [7, 106].  И. Подласый  подчёркивает, что эффект перегрузок создается за счёт плохой организации обучения, неумения управлять работой мозга, отсутствием грамотной дидактической обработки материала.

 Так как усвоение правил по русскому языку напрямую зависит от памяти ребёнка, то я  исходила из первичного определения понятия: память – это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Механическое заучивание я исключила сразу - это неинтересно, скучно и тяжело для ученика начальных классов. Я руководствовалась следующими теоретическими положениями.

Проанализировав вышеуказанные теоретические источники, я  сделала вывод, что   для повышения уровня запоминания и усвоения правил по русскому языку нужно использовать такое методическое средство как схемы-опоры. Наглядное индивидуальное  пособие позволяет ребёнку эмоционально и мотивированно запоминать, дифференцировать и структурировать материал для запоминания, облегчив тем самым путь его воспроизведения и использования.

Чтобы   к уроку можно было быстро подобрать нужную таблицу, карточку, опору я все пронумеровала и составила каталог.

Уже в первом классе в букварный период я прибегаю к помощи схем-опор. Некоторым детям очень трудно овладевать слоговым чтением и письмом. Если согласные буквы запоминаются быстрее и легче, то гласные вызывают большие затруднения. Для этого я ввожу следующую схему-опору, которая помогает запомнить гласные  буквы по позиции рта:

   

 Когда дети запомнят  позицию рта на каждую гласную букву, начинаю учить их читать слоги следующим образом:

                                  Слог    на

1)   смотрю на гласный,

2)    ставлю  рот  в позицию буквы а,

3)    узнаю  согласный   н 

4)   причитывая ее называю весь слог

 Наибольшую трудность  вызывает чтение и письмо слов с гласными  я, е, ё, ю.

  И опять схема:

                 

  Длительная работа над темой « Безударные гласные» дает возможность вести ее последовательно от простого к сложному по  этапам. В процессе этого рождается схема:

                   О   совы- сова

              А   сад – сады

              Е    земли- земля

              И   свист- свисток

              Я   мяч- мячи

Мне трудно представить, как можно изучить тему: « Предлоги » не пользуясь схемой:

                       

                 до

Для отработки  правила « Правописание предлогов»  в 3-ем классе использую  задания и вопросы по схеме:

 - Назови предлоги, которые состоят из одной буквы  ( двух, трех).

 - Назови предлоги с буквой О.

 - Какие предлоги пишутся с буквой А?

 - Придумайте слова с этими предлогами.

 - В каких предлогах происходит оглушение согласной?

 - Запиши только предлог: за__, в__, по __.

Такую же работу провожу и по теме « Приставки», « Суффиксы».  

Для того, чтобы  легче было запомнить слова с непроизносимыми согласными  в корне слова    я  использовала вместо слов пиктограммы:

   

В ней зашифрованы слова:  солнце, сердце,  звездный,  грустный, радостный, лестница. А вот при изучении темы «Многозначные слова»   нашей опорой  для запоминания стало наше собственное тело, на котором мы нашли множество многозначных слов. Начинаем перечисление с головы, потом идет коса, нос, глазок, рука, ножка и т.д.

         Сначала мы учим склонение. Затем при изучении правописания падежных окончаний появляется следующая схема:

                        

            По ней ученикам легко запомнить алгоритм проверки падежных окончаний.

 Для закрепления знаний по темам  я постоянно использую опорные карточки и перфокарты. Они помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом проработать допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение.

Используя схемы-опоры, я  активизировала восприятие слова, создала алгоритм кодирования слов для длительного хранения и предоставила способы раскодирования информации.  Чтобы запомнить в каких позициях гласные е, ё, я, ю  обозначают два звука, мы закодировали правило в следующую схему:


Чтобы ее прочитать, нужно знать что буква «г» означает гласный. Работая  со схемами,  ученики не просто переписывают схему с доски, а заполняют постепенно по мере прохождения материала: читают абзац, выделяют  главное, отвечают на вопросы, рассуждают, то есть учатся мыслить.При изучении новой темы схему-опору изучаемого правила дети записывают в свои книжки- малышки. 

                                                3.Заключение

Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

 Опорные схемы активизируют детей на  уроке, организуют внимание к объяснению учителя, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока. Используя схемы-опоры, ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняют практическое задание.       

 Работа по схемам-опорам помогает детям осознавать, осмысливать  все происходящее на уроке, объяснять свои действия. Схемы-опоры  обеспечивают более высокую работоспособность, более энергичный темп урока.

Схемы-опоры  - хорошие помощники при подготовке домашнего задания. Сильным ученикам они помогают выделить существенное  в материале, а значит, быстрее запомнить.Слабым я разрешаю готовить задание   только по схеме и пользоваться при  устном  ответе.

         Эффективность работы  мною проверена на протяжении 8 лет. За этот период я неоднократно делилась опытом работы по теме с коллегами школы и района. Выступала на педсоветах, заседаниях методических объединений, давала открытые уроки для педагогов нашей школы.

Для получения успешных результатов при работе со схемами-опорами я предлагаю следующие рекомендации:

1) Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны не только подключаться к работе на уроке, но и  висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

2) Желательно составлять схему совместно с детьми.

3) Не вывешив одновременно все схемы-опоры.

4) Снимать схему-опору через одну-две недели. 

          Перспективу развития моего опыта я вижу в разработке и использовании схем-опор по другим темам русского языка, а также по другим предметам. Таким как математика, литературное  чтение, человек и мир.

 читать/скачать