Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошёл в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять  артикуляционную гимнастику и школьникам.

Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.

Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.

Предложите соревнование:

« Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.

Кто больше лопнет шариков? (упр.17)

У кого красивее хоботок? (упр. 2)

Сразу все упражнения делать не нужно.  Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных  ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры.  Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку "поиграть  язычком".

 

Упражнения для губ

  1. Улыбка.
    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка).
    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик.
    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор).
    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
    Чередование положений губ.
  6. Кролик. 
    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почёсывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Улыбка - Трубочка.
    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. Пятачок.
    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4. Рыбки разговаривают.
    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
  6. Уточка.
    Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

14.Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

        

Упражнения для губ и щек

  1. Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  2. Голодный хомячок.
    Втянуть щеки.
  3. Лопни шарик.Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Динамические упражнения для языка

  1. Часики (Маятник).
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  3. Качели. 
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. Футбол (Спрячь конфетку). 
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. Чистка зубов.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  6. Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  7. Маляр.
    Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  8. Вкусное варенье.
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.

Артикуляционная гимнастика со Смешариками

Сказка  о  весёлом  язычке

Приключения веселого язычка артикуляционная гимнастика