Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошёл в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять артикуляционную гимнастику и школьникам.
Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.
Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.
Предложите соревнование:
« Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.
Кто больше лопнет шариков? (упр.17)
У кого красивее хоботок? (упр. 2)
Сразу все упражнения делать не нужно. Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры. Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку "поиграть язычком".
Упражнения для губ
- Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. - Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. - Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. - Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. - Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ. - Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
- Покусывание и почёсывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. - Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. - Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
- Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. - Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
14.Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Упражнения для губ и щек
- Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. - Голодный хомячок.
Втянуть щеки. - Лопни шарик.Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Динамические упражнения для языка
- Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. - Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. - Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. - Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. - Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. - Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. - Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. - Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата необходимо для быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.