Консультации для педагогов

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Консультация для учителей начальной школы и родителей

 

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи

у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

 

Что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят?   

Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку? Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный,  зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие  же  причины лежат в основе  тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

    Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности  всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность  мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. 

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

         Как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.  Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.

 

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду

соответствуют и свои ошибки.

1.Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.

 

  1. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

 

  1. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

 

  1. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

 

  1. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под небом голубым).

 

  1. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7.Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

 

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

 

Чем же может помочь учитель?

         На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктаны, чтение больших текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.

По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова. Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Родителям можно посоветовать давать  упражнение "корректурная проба". Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного)  зачеркивает заданные буквы.  Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

 

 

Учитель-дефектолог     Пигальская  Г. М.

 

свернуть

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Консультация для педагогов

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ  НА ПОЧВЕ

НАРУШЕНИЯ   ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса  овладения письмом - дисграфия (от греческого «графо» - письмо).

Дисграфия не является самостоятельным речевым нарушением, это составляющая нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью и амбидекстрией.

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности и написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Амбидекстрия - активное участие обеих полушарий в развитии психомоторики и отсутствие доминантности одного из них. Двурукость позволяющая пользоваться обеими руками, как ведущими.

         Дисграфические ошибки

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ (искажения звуко-буквенной структуры слова).

Наиболее характерны следующие ошибки:

  • Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)
  • Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»)
  • Перестановка букв (тропа - «прота»)
  • Добавление букв (таскали - «тасакали»
  • Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»)
  • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»)
  • Раздельное написание  частей слова  (приставки и корня слова) - наступила - на ступила»
  • Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них

 

 

 

Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами

  1. Игра «Слова-матрешки»

Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря.

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения. (бусы, гроза, чайник, снегирь).

  • стол(в) - ствол.
  • заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).
  • найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».

 

  1. Вставка букв в слова

Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова

  • Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА.
  • Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА.
  • Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) - крот, стол(в) - ствол.
  • Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).
  • Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».
  • Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, оторые пропущены в каждом из них.

__руг                   д__озд      __венит      __стреча

д__уг         др__зд       з__енит      вс__реча

др__г         дро__д       звен__т      вст__еча

дру__         дроз__       звени__      встр__ча

  • Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных:
  • лст, грз, грд, брбн.

 

 

  1. Составление слов из букв

Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

  1. Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Задания, которые позволяют упражнять не только в звукобуквенном анализе, но и развивать внимание. Инструкция: послушайте слово, опеделите, есть ли в нем звуки С,Ш; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша - С1ш3, шестой - ш1с3 и т.д.

 

Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

  1. Работа по слоговым таблицам

Способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память. Ребенок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам. 

  1. Составление слов из слогов

Используется занимательный дидактический материал для отработки навыка многократно.

Учащимся предлагается найти и соединить флажки так, чтобы получились слова. Дополнительные задания:

  • Сколько флажков находится вверху? Сколько внизу?
  • Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.
  1. Подбор слов на заданный слог (или с данным слогом)

Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа. Очень нравится детям в форме соревнования (кто больше?). Более сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором уже определено число слогов. Например, за…(2) - замок, забор; ку…(3) - кукушка, курица, купался.

  1. Путаница

Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и элементарных навыков слогового анализа. Инструкция: послушайте стихи, выделяя последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы соедините все слоги, получится ответ на вопрос: Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису. Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома. Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето. Из оврага, где ольха, слышны крики петуха. Изловить лису неплохо, да мешает… (суматоха).

  1. Дидактические игры
  • “Слоговое домино»

Игра на составление слов из слогов, представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегченный вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.

  • «Слоговые кубики»

Кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов по тематическим группам (овощи, животные).

 

 

Учитель-дефектолог Пигальская Г. М.

 

свернуть

Зачем в школе изучают фонетику?

Консультация для педагогов

 

Зачем в школе изучают фонетику?

 

Казалось бы, все мы различаем звуки, слова и интонацию. Однако фонетику ввели в школьную программу. Разберемся, зачем школьникам изучать фонетику?

 

Что изучает фонетика?

Звуки речи окружают нас с самого рождения. Благодаря тому, что мы умеем слышать и различать слова, тон голоса и смысл разговора – мы можем полноценно жить в социуме. Именно это и изучает наука фонетика. Уже в садике дети учатся разбирать слова на определенные звуки и различать гласные, согласные, звонкие и глухие. Это основы фонетики. Эта наука занимается изучением звучания нашей речи. Благодаря законам фонетики речь звучит более выразительно, плавно и гармонично. И это вопрос не только красоты. Неудачные по благозвучию фразы затрудняют концентрацию внимания на мысли и понимание речи.

 

Практическая фонетика

В начальной школе с детьми занимаются именно практической фонетикой. Данный курс предназначен для корректировки произношения и развития фонематического слуха. Отдельную важность это имеет для детей, которые в дошкольном  возрасте  не овладели произносительными навыками и нуждаются в том, чтоб их научили правильному произношению. Упражнения по фонетике проводятся с учениками в обычных классах. Существует достаточно много учебно-методических пособий по практической фонетике именно для детей, ведь артикуляцию важно скорректировать в детстве.

 

Фонетические ошибки и их причины

Проводя фонетический разбор, ученики совершают типичные ошибки. Например, путают твердые и мягкие согласные, не слышат некоторых букв, ставят неверные ударения или не могут произнести звук автономно от слова, выделить его.

Главная причина – нет внимательного слушания слова. Важно научить ребенка слышать и оперировать звуками. Поэтому на уроках популярно чтение вслух. Проговаривая слово вслух, мы воспроизводим его звучание и через звучание понимаем значение слова.

Наиболее частые фонетические ошибки – дисфония, переразложение, кольцевая рифма, отдаленная рифма.

 

Тесты по фонетике

На протяжении всего курса и в его конце с детьми проводят тесты, чтобы проанализировать насколько успешно проходит обучение и выявить существующие проблемы. Для этого ученикам предлагают ответить на ряд вопросов по типу:

1) В каком слове больше звуков?

2) В каком слове произносится звук «й»?

3) В каком слове больше букв, чем звуков?

4) В каком слове согласные мягкие?

Также предлагается провести фонетический разбор слова. Для того, чтобы вспомнить самому и помочь ребенку разбирать слова - в интернете можно найти теоретический учебный материал. Также существуют сервисы онлайн словарей, которые позволяют проверить себя и помогают в спорных моментах.

 

Учитель-дефектолог Пигальская Г. М.

свернуть