В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливыми. К сожалению, далеко не каждого ребёнка природа наделила хорошим здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем не желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом мире наравне со всеми.
Ребёнку необходимо чувствовать себя в семье абсолютно защищённым и любимым. Несовершеннолетнему с особенностями в развитии это необходимо вдвойне. Мы не всегда понимаем, как наладить наши отношения с ребёнком, чтобы ему было тепло и комфортно в семье. А ещё труднее понять, что нужно «особому» ребёнку, который не всегда может выразить свои мысли, эмоции и чувства.
С рождением «особого» ребёнка происходит деформация отношений в семье и отношений семьи с окружающим миром. В этот момент родителям необходимо понять, что очень важно не только обеспечить ребёнка грамотным уходом, включающим в себя элементы развития, максимально возможно привить ему навыки самообслуживания, способствовать социализации его в обществе, но и поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье, не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи, стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
Существует два подхода к работе с родителями: традиционный и нетрадиционный. Традиционный – это беседы, родительские собрания. Наиболее эффективным является нетрадиционный подход. При таком подходе родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации или выполнения рекомендаций.
Одним из условий взаимодействия с семьёй является трёхуровневая система:
*макроуровень – уровень коллективной работы;
*мезоуровень – уровень групповой работы;
*микроуровень – уровень индивидуальной работы.
Трёхуровневая структура взаимодействия позволяет определить основные направления в работе с семьёй.
Основные направления в работе с семьёй:
*Образовательное
Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с современными подходами к процессу обучения и воспитания. В результате у родителей формируется адекватное восприятие ребёнка, меняется отношение к нему и к себе.
*Психокоррекционное
Это направление помогает снизить уровень психоэмоционального напряжения родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребёнка и семьи в целом. В результате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.
*Социально-тренинговое
Благодаря мероприятиям этого направления родители приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.
В работе с родителями и их детьми можно использовать те формы и методы, благодаря которым удаётся помочь поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье. Это компьютерные технологии, различные виды арт-терапии: игровая терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, телесно-ориентированная терапия.
Телесно-ориентированная терапия
Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». На телесно-ориентированных упражнениях можно показать, как человек двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует и осознаёт, зачем это надо? Эмоции влияют на наше тело, значит и тело может повлиять на эмоции. Расслабили мышцы лица, шеи, спины, рук и злость прошла, улыбнулись – и обижаться уже не хочется.
*позволяет осознать собственное тело
*лучше узнать свою внутреннюю природу
*активизировать жизненную энергию
*расширить границы межличностного доверия
*развить внимание к своим чувствам и чувствам партнёра
Музыкотерапия
Можно использовать два вида музыкотерапии: активную и пассивную. Не важно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, можно создавать ритм с помощью хлопков и постукиваний. Главная цель в групповой работе – суметь влиться в коллектив.
*обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом
*позволяет влиться в коллектив
*наладить коммуникативный контакт с другими людьми
*учит самоконтролю
*помогает настраивать себя на успешное общение
Песочная терапия
Создание в песке сказочной страны – это проекция внутреннего мира. Разыгрывая на песке разные сюжеты, человек приобретает опыт разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песочный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определённые изменения. А групповая работа на песке хорошо сплачивает коллектив.
*помогает мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими
*снять стрессовое состояние, обрести душевное равновесие и спокойствие
*снизить агрессию и напряжение, расслабиться
*обрести веру в себя и в свои силы
*освободиться от ощущения нереализованности
Изотерапия
Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей, чувств. Важно не нарисовать красивый рисунок, а выразить на листе бумаги своё внутреннее состояние. При этом снижается внутреннее напряжение, а также развиваются творческие способности.
*помогает лучше понять себя
*абстрагироваться от внешних проблем
*научиться выражать свои чувства
*разрешать внутренние конфликты
*найти решение в трудной ситуации
*развивать свою креативность
*получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть
Игровая терапия
В каждом из нас живёт ребёнок. И родители в начале игры чувствуют себя зажатыми, а через некоторое время раскрепощаются и испытывают игровой азарт и непосредственность.
*способствует умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе
*усвоению новых конструктивных поведенческих актов
*выявлению и принятию человеком его переживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями
Цветотерапия
Наиболее интересны занятия с цветным тестом, цветными тканями, крупами.
*помогает осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными
*позволяет снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, либо активизировать его
*создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями
Сказкотерапия
Сказочная форма используется на занятиях для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, взаимодействуя с окружающим миром. Любые подручные предметы могут превратиться в сказочных героев, которые дают возможность помечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказкотерапия – это лёгкая, ненавязчивая помощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.
*учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности
*указывает на возможные средства решения задач
*создаёт ресурс для их решения
*формирует позитивные ожидания
Компьютерные технологии
*использование презентаций, видеослайдов
*получение нужной информации
*ознакомление с мнениями и рекомендациями
*использование различных клипов, роликов, слайд-шоу
*позволяет улучшить эмоциональный фон настроения, снять напряжение, настроиться на позитивное восприятие мира
Данные методы и приёмы являются интерактивными и позволяют взаимодействовать и с ребёнком с особенностями психофизического развития и с семьёй, в которой воспитываются такие дети. Такие формы взаимодействия с семьёй приносят пользу, когда проводятся планомерно и целенаправленно, дают возможность поверить в себя, в силы своего ребёнка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И С СЕМЬЁЙ
ГУО «Средняя школа №4 г. Ивацевичи»
учитель-дефектолог: Саленик Анжелика Ивановна
Презентация