Методическая копилка

Акция В каждом ребенке - солнце 21 марта

#ВКАЖДОМРЕБЕНКЕСОЛНЦЕ

 

21 марта в мире ежегодно отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна

 Все дети рождаются совершенно разными – с разным цветом волос, глаз, отличаются формой лица, телосложением. Но иногда генетический набор отличается не только расположением хромосом, но и их количеством. Всего на одну хромосому больше, и ребенок получает нарушение, которое называется синдром Дауна.

За свою позитивность  они получили негласное  название «дети солнца».

Почему же «дети солнца»?

«Солнечными» их называют потому, что они очень любвеобильные, открытые, улыбчивые и очень отзывчивые, очень хорошо идут на контакт. У них какая-то фантастическая особенность быстро отходить от обид и боли – всего, что приносит негативные эмоции. Например, ребенок споткнулся, упал, ему больно – взрослые его пожалели, мама обняла и поцеловала. У него текут слезы, но он улыбается, потому что он получил поддержку. Но при этом нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна совсем не умеют сердиться и обижаться. Разумеется, бывает, что они становятся мишенью для насмешек. Они понимают, что они особенные, и такие ситуации их расстраивают.

Даун – это врач, а не человек с синдромом.

Синдром получил название в честь британского врача Джона Л. Дауна, впервые его обнаружившего. Синдром не лечится, и от него не выздоравливают.

По Всемирной Организации Здравоохранения, на 600-800 новорожденных приходится один грудничок с синдромом Дауна.

«Ребенок солнца» может родиться в любой семье: национальность, социальное положение, уровень дохода, образование родителей, географическое положение, вероисповедание абсолютно не имеют значения.

С целью формирования инклюзивной культуры, толерантного отношения к детям с синдромом Дауна

с 21 по 25 марта 2023 года в ГУО «Средняя школа №4 г. Ивацевичи»

проводилась районная инклюзивная акция

«В каждом ребенке – солнце»

 

Символом акции является желтый и оранжевый цвет, изображение солнца и детских ладошек. Девиз акции: «В каждом ребенке – солнце!»

 

свернуть

Методика преодоления проблем в формировании навыка чтения

Заочная экскурсия «Минск – столица Беларуси»

Задания по развитию познавательной деятельности

Изменение в области народного образования

Игры по кинезиологии

Социально-бытовая ориентировка

Интерактивные технологии

В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливыми. К сожалению, далеко не каждого ребёнка природа наделила хорошим здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем не желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом мире наравне со всеми.

Ребёнку необходимо чувствовать себя в семье абсолютно защищённым и любимым. Несовершеннолетнему с особенностями в развитии это необходимо вдвойне. Мы не всегда понимаем, как наладить наши отношения с ребёнком, чтобы ему было тепло и комфортно в семье. А ещё труднее понять, что нужно «особому» ребёнку, который не всегда может выразить свои мысли, эмоции и чувства.

С рождением «особого» ребёнка происходит деформация отношений в семье и отношений семьи с окружающим миром. В этот момент родителям необходимо понять, что очень важно не только обеспечить ребёнка грамотным уходом, включающим в себя элементы развития, максимально возможно привить ему навыки самообслуживания, способствовать социализации его в обществе, но и поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье, не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи, стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

Существует два подхода к работе с родителями: традиционный и нетрадиционный. Традиционный – это беседы, родительские собрания. Наиболее эффективным является нетрадиционный подход. При таком подходе родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации или выполнения рекомендаций.

Одним из условий взаимодействия с семьёй является трёхуровневая система:

*макроуровень – уровень коллективной работы;

*мезоуровень – уровень групповой работы;

*микроуровень – уровень индивидуальной работы.

Трёхуровневая структура взаимодействия позволяет определить основные направления в работе с семьёй.

 Основные направления в работе с семьёй:

*Образовательное

Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с современными подходами к процессу обучения и воспитания. В результате у родителей формируется адекватное восприятие ребёнка, меняется отношение к нему и к себе.

*Психокоррекционное

Это направление помогает снизить уровень психоэмоционального напряжения родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребёнка и семьи в целом. В результате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

*Социально-тренинговое

Благодаря мероприятиям этого направления родители приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

В работе с родителями и их детьми можно использовать те формы и методы, благодаря которым удаётся помочь поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье. Это компьютерные технологии, различные виды арт-терапии: игровая терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, телесно-ориентированная терапия.

Телесно-ориентированная терапия

Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». На телесно-ориентированных упражнениях можно показать, как человек двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует и осознаёт, зачем это надо? Эмоции влияют на наше тело, значит и тело может повлиять на эмоции. Расслабили мышцы лица, шеи, спины, рук и злость прошла, улыбнулись – и обижаться уже не хочется.

*позволяет осознать собственное тело

*лучше узнать свою внутреннюю природу

*активизировать жизненную энергию

*расширить границы межличностного доверия

*развить внимание к своим чувствам и чувствам партнёра

Музыкотерапия

Можно использовать два вида музыкотерапии: активную и пассивную. Не важно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, можно создавать ритм с помощью хлопков и постукиваний. Главная цель в групповой работе – суметь влиться в коллектив.

*обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом

*позволяет влиться в коллектив

*наладить коммуникативный контакт с другими людьми

*учит самоконтролю

*помогает настраивать себя на успешное общение

Песочная терапия

Создание в песке сказочной страны – это проекция внутреннего мира. Разыгрывая на песке разные сюжеты, человек приобретает опыт разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песочный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определённые изменения. А групповая работа на песке хорошо сплачивает коллектив.

*помогает мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими

*снять стрессовое состояние, обрести душевное равновесие и спокойствие

*снизить агрессию и напряжение, расслабиться

*обрести веру в себя и в свои силы

*освободиться от ощущения нереализованности

Изотерапия

Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей, чувств. Важно не нарисовать красивый рисунок, а выразить на листе бумаги своё внутреннее состояние. При этом снижается внутреннее напряжение, а также развиваются творческие способности.

*помогает лучше понять себя

*абстрагироваться от внешних проблем

*научиться выражать свои чувства

*разрешать внутренние конфликты

*найти решение в трудной ситуации

*развивать свою креативность

*получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть

Игровая терапия

В каждом из нас живёт ребёнок. И родители в начале игры чувствуют себя зажатыми, а через некоторое время раскрепощаются и испытывают игровой азарт и непосредственность.

*способствует умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе

*усвоению новых конструктивных поведенческих актов

*выявлению и принятию человеком его переживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями

Цветотерапия

Наиболее интересны занятия с цветным тестом, цветными тканями, крупами.

*помогает осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными

*позволяет снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, либо активизировать его

*создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями

Сказкотерапия

Сказочная форма используется на занятиях для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, взаимодействуя с окружающим миром. Любые подручные предметы могут превратиться в сказочных героев, которые дают возможность помечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказкотерапия – это лёгкая, ненавязчивая помощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.

*учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности

*указывает на возможные средства решения задач

*создаёт ресурс для их решения

*формирует позитивные ожидания

Компьютерные технологии

*использование презентаций, видеослайдов

*получение нужной информации

*ознакомление с мнениями и рекомендациями

*использование различных клипов, роликов, слайд-шоу

*позволяет улучшить эмоциональный фон настроения, снять напряжение, настроиться на позитивное восприятие мира

Данные методы и приёмы являются интерактивными и позволяют взаимодействовать и с ребёнком с особенностями психофизического развития и с семьёй, в которой воспитываются такие дети. Такие формы взаимодействия с семьёй приносят пользу, когда проводятся планомерно и целенаправленно, дают возможность поверить в себя, в силы своего ребёнка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И С СЕМЬЁЙ

 

ГУО «Средняя школа №4 г. Ивацевичи»

учитель-дефектолог: Саленик Анжелика Ивановна

  

 

Презентация

свернуть