Агрессивность

Агрессивность
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние тревожности, страха).
Причины появления агрессии
соматические заболевания или заболевания головного мозга;
особенности воспитания ребёнка в семье;
характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявления гнева у своего ребёнка. В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо строгость, либо снисходительность. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются у мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.
Портрет агрессивного ребёнка
Легко распознать ребёнка с признаками агрессивного поведения. Он нападает на детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребёнок чаще ощущает себя отверженным, никому не нужным. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы родителям и ребёнку, но как сделать лучше - он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Такой ребёнок:
  • часто теряет контроль над собой;
  • спорит, ругается со взрослыми;
  • специально раздражает других людей;
  • винит других в своих ошибках;
  • часто сердится и отказывается делать что-либо;
  • завистлив и мстителен;
  • чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Рекомендации
  • Быть внимательными к нуждам и потребностям ребёнка.
  • Демонстрировать детям модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательными в наказаниях ребёнка (наказывать за конкретные поступки),
  • Наказание не должно унижать ребёнка.
  • Обучать ребёнка способам выражения гнева,
  • Давать ребёнку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующих событий.
  • Обучать распознаванию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.
  • Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
  • Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  • Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях. Учить ребёнка брать ответственность на себя.
  •  «Воинственность» ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
  • Находить повод хвалить ребёнка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.