Школьная библиотека

 

В библиотеке вас приветливо встретит:
         

Заведующий библиотекой: Климович Рита Васильевна       
Библиотекарь: Мостыко Татьяна Сергеевна

Блог школьной библиотеки


    

Понятие информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически в учебный процесс и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации. Только школьные библиотеки обеспечивают систематическую работу по информационной подготовке каждого учащегося. Библиотекари - знатоки традиционной библиотечно-библиографической культуры, владеют всей совокупностью информационных знаний и умений.

     Основными направлениями работы по формированию информационной культуры являются:

  1. Формирование библиотечного фонда.
  2. Организация комфортной информационной среды.

     III. Информационная и методическая работа.

  1. Реализация функций координационного центра в школе по формированию информационной  

            культуры.

  1. Массовая работа со школьниками (в том числе, выставочная).
  2. Индивидуальная работа с читателями (в том числе, участие в проектной деятельности учащихся).

     VII. Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

 

            Главная задача школы и библиотеки СШ №4 г. Ивацевичи - повышение качества образования и воспитания через дифференциацию и индивидуализацию обучения. Сегодня высокое качество образования невозможно без информационной культуры учащихся и учителей. Обновляется содержание педагогического процесса, вводятся новые программы, применяются современные технологии обучения.    

     Самообразование становится потребностью каждого человека. Деятельность школьной библиотеки как центра информационной работы должна находиться на достаточно высоком уровне.

     Современное общество справедливо называют информационным, так как неизмеримо возрастает значение информации. Школьная библиотека должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Новое образование даёт возможность человеку классифицировать информацию, оценивать её и использовать в своих интересах.

В настоящее время практические действия учителя по реализации программы здоровьесберегающих и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и управленческой деятельности требуют много для получения информации в этом направлении. Библиотека является составной частью преподавания и обучения, центральным информационным ресурсом школы, поскольку обслуживает педагогов и учащихся в соответствии с учебными программами. У каждого педагога собственный стиль преподавания. Раньше круг учебной литературы был строго ограничен, педагогу достаточно было рекомендовать учащемуся тему, и библиотекарь без особых усилий подбирал издания, правильно её освещающие. Сейчас выпускаются издания, предлагающие разные мнения, идеи, позиции, что создают психологическую ситуацию, как библиотекарю, так и учителю. Поэтому, как учитель определит ситуацию, даст указания - это определяющее как для ученика, так и для библиотекаря. Если учитель не располагает библиографическими сведениями, не знает автора и название книги, то задания сводятся к формулировке темы, которую надо подготовить учащемуся. Библиотекарь подбирает источники по своему усмотрению. Если педагог знает требуемые источники, ученик получает тему, список, оговариваются требования к информации, возможность замены книг, которые не удалось найти. Учитель сам направляет ученика в библиотеку, где и начинается взаимодействие учителя и библиотекаря школы. Нередко учитель заказывает литературу для ребят. Главное в работе библиотеки в любой ситуации помочь педагогам и учащимся найти информацию, научить учащихся пользоваться ею. Количество доступной информации ежедневно расширяется, библиотека ставит своей задачей помочь учащемуся стать информационно грамотным. Ученик должен знать, какая информация ему необходима, найти, осмыслить и использовать её.

     От того, когда и какие книги прочтёт человек в детстве и ранней юности, во многом зависит и его отношение к окружающей действительности. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с книгой может не состояться. И мы в ответе за то, чтобы воспитание состоялось. Библиотекой постоянно проводится исследование «Выбор книги детьми младшего школьного возраста и влияние на него библиотеки». В ходе исследования ребятам предлагается устно ответить на следующие вопросы:

  1. Какие книги ты любишь читать?
  2. Представь себе очень хорошую книгу, опиши, какая она?
  3. Кто помогает тебе выбирать книги?
  4. Помогают ли тебе выставки книг в библиотеке?
  5. Кому ты расскажешь о прочитанной книге?

      Одарённым детям мы уделяем особое внимание. Мы информируем о том, какие издания существуют, рекомендуем использовать их тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как целесообразнее поработать с печатным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.

     В библиотеке проведён мониторинг эффективности и качества деятельности школьной библиотеки, выявлены пути улучшения информационно-методического обслуживания учащихся и педагогов. В ходе этого исследования решились следующие задачи:

  • оценка эффективности и качества деятельности библиотеки;
  • выявление информационных потребностей учащихся и учителей;
  • изучение перспективных направлений библиотеки, как современного информационно-методического центра.

     Самым важным источником информации в нашей библиотеке является фонд, который составляет 10956 экземпляров литературы и 22324 экземпляров учебников. Основу фонда составляют  энциклопедии, словари, справочники. По мере поступления литературы составляются рекомендательные списки для учителей и учащихся. Литература по педагогическим технологиям помогает учителю в совершенствовании педагогического мастерства. В библиотеке оформлена выставка новых поступлений  - «Новинки».

     В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:

  • «Страна, где ты живешь»
  • «Богатства нашей страны»
  • «Земли заветный уголок»
  • «Современная Беларусь»
  • «Твоё здоровье в твоих руках»
  • «Интересно всё на свете»
  • «По лабиринтам права»
  • «Педагогическая копилка»
  • «У свете казак»
  • «Книги нашего детства»
  • «Удивительный мир энциклопедий»
  • «Каждая книга-клад знаний»

  

    Библиотекой составляются обзоры литературы, оказывается помощь по организации предметных недель, проводимых в школе, информационных и классных часов, оказывается помощь учителям и учащимся школы в составлении сценариев, составлении викторин, подготовке к предметным олимпиадам.

     Определённую долю информации учителя и учащиеся школы получают из периодических изданий, которые поступают в библиотеку. В условиях отсутствия средств на приобретение книг и недостатка современных источников информации, позволяющих качественно сопровождать образовательный процесс, библиотека использует имеющийся справочно-библиографический аппарат: алфавитный и систематический каталоги и следующие картотеки:

  1. Идеологическая работа.
  2. Молодёжные и детские объединения.
  3. Жизнь и творчество писателей.
  4. Экологическое образование.
  5. Классному руководителю.
  6. Дифференциация в обучении.
  7. Профильное обучение.
  8. Одарённость, творчество, талант.
  9. Реализация личностно-ориентированной педагогики через гуманизацию обучения, воспитания.
  10. Шестилетки за партой.
  11. Нестандартный урок.
  12. Теория и методика воспитания.
  13. Семейное воспитание.
  14. Реформа школы: цели и задачи.
  15. Подросток и закон.
  16. Сохрани себя для жизни.
  17. Ко дню матери.
  18. Ивацевичский район.
  19. Семейное воспитание.
  20. Проблемы руководства.
  21. Литературные сборники.
  22. Картотека справок.
  23. О правах ребёнка.
  24. Пожарная безопасность.
  25. Десятибалльная оценка результатов учебной деятельности.
  26. Профессиональная ориентация учащихся.
  27. Экономия и бережливость.
  28. Нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь.
  29. Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня.

    В библиотеке имеются тематические папки, где учащиеся и учителя получают информацию по следующим вопросам:

    -  директивные материалы по вопросам   

       образования;

    -  реформа школы: цели и задачи;

    -  дифференциация в обучении;

    -  в помощь педагогу-организатору;

    - методические рекомендации по правовым  

      знаниям;

     -  права детей - права на будущее;

     -  образование в Ивацевичском районе;

     -  экология в Ивацевичском районе;

     -  воины-интернационалисты Ивацевичского района;

     -  известные земляки Ивацевичского района;

     -  писатели Ивацевичского района;

     -  традиции и обряды;

     -  партизанское движение в районе;

     -  литература о городе Ивацевичи и Ивацевичском районе;

     -  Великая Отечественная война;

     -  за здоровый образ жизни;

     -  о Белоруссии и её жителях;

     -  идеологическая работа;

     -  десятибалльная система оценки знаний учебной деятельности;

     -  методические рекомендации по вопросам образования.

    Информационное образование сегодня важнее, чем информационное обеспечение. Обучение навыкам информационного поиска проходит на уроках «Основы информационной культуры». Чтобы труд ученика был плодотворным, нужно научить его правильно пользоваться различными источниками информации, в первую очередь - печатными. Учащиеся овладевают элементарными сведениями о культуре чтения, оценивают их пользу.  Урок - одна из самых результативных форм обучения, включает в себя лекционный материал и практическое занятие. Рассматриваются способы рациональной работы с книгой, чтобы потом применить навыки и умения самостоятельно, прежде всего в общении с различными литературными источниками. Программа основ информационной культуры предусматривает, чтобы в конце учебного года каждый ученик имел потребность в систематическом чтении, знакомстве со структурой книги, умел определить примерное содержание книги при беглом просмотре, умел самостоятельно провести поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные списки литературы, каталоги, картотеки, тематические папки, умел составить план чтения, используя научно-познавательную, общественно-политическую, критическую, справочную литературу, периодику.

    В заключении хочется сказать, что главная задача библиотеки - сохранить наиболее ценные достижения прошлого, преобразовывать свою деятельность в оптимальном соответствии со сложившимися условиями, используя все формы и методы информационной работы.

Ещё в этом разделе