Памятка для родителей

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Перекрёстные телесные упражнения
  • Упражнения для языка и мышц челюсти
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук
  • Упражнения для релаксации
  • Упражнения для коммуникативной и когнитивной сферы
  • Упражнения с правилами

Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребёнка, они не только повышают потенциальный и энергетический уровень, но и обогащают знание ребёнка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику. 

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА (Фопель) 

Учебный процесс не может обходиться без перерыва. Однако, для того, чтобы перерывы в полной мере способствовали восстановлению сил учащихся, необходимо их специальным образом организовать. Книга Фопеля «Энергия паузы» содержит описание психологических процедур, направленных на переключение и восстановление внимания, снятие накопившегося стресса и напряжения, повышение тонуса. Кроме того, в книге описаны упражнения, позволяющие установить в группе доброжелательную атмосферу взаимопонимания, без которого невозможно эффективное обучение.

  1. Движение глазами

Это упражнение придаст глазам больше силы.

  1. Расслабление глаз

Это упражнение ослабляет напряжение глаз, расслабляет глазные нервы, а кроме того успокаивает ум. Сопровождающее его глубокое дыхание освежает и снимает напряжение.

  1. Расслабление челюсти

Это упражнение расслабляет челюстные мышцы и мышцы лица. Оно прекрасно подходит для всех учебных процессов, в которых задействован вербальный интеллект.

  1. Зевота

Массаж челюстной мускулатуры ведёт к расслаблению всего лица, так что после этого человек может лучше видеть, слышать и говорить. Это классическое упражнение, которое может применяться сколь угодно часто.

  1. Звёзды с небес

Это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и, кроме того, улучшает дыхание.

  1. Стимуляция ушей

Упражнение сенсибилизирует ухо и улучшает слух. Кроме того, после него начинает отчётливей восприниматься собственный голос. Улучшение слуха также может повлиять на память. В некоторых случаях подобный массаж ушей даже вызывает из памяти информацию, которую перед тем мы напрасно пытались вспомнить. Это упражнение должно повторяться  по возможности часто.

 

  1. Открой сердце

Постукивающий массаж улучшает циркуляцию крови и ведёт к тому, что в мозг поступает больше кислорода. Всё это благотворно влияет на организм. После массажа участники чувствуют себя бодрыми и отдохнувшими.

  1. Сильные руки

Это простое упражнение снимает напряжение спины и рук. Кроме того, оно улучшает дыхание. Для большего эффекта его можно скомбинировать с другими короткими упражнениями, например «Расслабление челюсти» или «Стимуляция ушей».

  1. Подвижные руки

После письменной работы это упражнение – хорошая возможность снять напряжение , усилить кровообращение и получить свежую энергию.

  1. «Намасте»

Это медитативное упражнение , которое приносит внутреннее успокоение, чувство концентрации и внутренней силы. Оно может использоваться после интенсивного трудового дня.

  1. Магнетические руки

Это упражнение ты можешь делать всегда, когда узнаешь что-нибудь новое и захочешь дать мозгу возможность передохнуть. Всему новому, что мы узнаем, нужно время, чтобы мозг мог его усвоить и систематизировать. Наш мозг функционирует лучше всего тогда, когда мы чередуем интервалы интенсивной работы с паузами. В этом упражнении участники учатся реагировать на мелкие изменения своей энергетики и получают опыт анализа собственных ощущений.

  1. Создание энергии

Это отличное и совсем простое упражнение, которое Вы можете повторять достаточно часто. Может быть, Вам удастся мотивировать Ваших учеников делать это упражнение ещё и дома, для себя, когда у них возникнет желание расслабиться и восстановить силы. Эта простая техника улучшает дыхание, нормализует пульс и даёт мозгу паузу перед периодом интенсивной работы.

  1. Незаметные движения

Упражнение создаёт у участников ощущение ненапряжённого внимания. Затылочные мышцы расслабляются, при этом уши могут лучше слышать, а глаза видеть. Вырабатывается привычка, необходимая для интенсивного обучения: умения концентрировать внимание тогда, когда это необходимо.

 

  1. Расслабленное внимание

Это очень простой способ подготовить себя к новой деятельности и к новому объекту внимания, особенно после интенсивной умственной работы. В процессе выполнения этого упражнения участники становятся более свежими, и у них не возникает ощущения, что они только и делают, что пичкают себя заданиями и информацией. Появляется чувство, что они сами являются хозяевами своего учебного процесса.

  1. Держи голову!

Такие тихие паузы важны, особенно как заключение интенсивного учебного процесса, во время которого участники затратили много творческой  энергии. В такие моменты у людей возникает чувство умиротворения. Конечно, наш мозг в действительности не бездействует – просто он рад тому, что извне не поступает никакой информации, и можно сконцентрироваться на том, чтобы привести в порядок уже освоенное.

  1. Источник энергии

Это упражнение расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру,  улучшает дыхание. После долгой сидячей работы, а особенно после долгой работы за компьютером «Источник энергии» наполняет участников новой энергией и помогает им снова сконцентрировать своё внимание.

  1. Сила дыхания

Иногда, когда тебе хочется усилить какие-то свои качества или собраться с силами, чтобы решить какую-нибудь проблему, можно особым образом использовать возможности своего дыхания. С помощью своего дыхания можно себе что-нибудь пожелать или от чего-нибудь избавиться.

  1. Радость полёта

Это простое упражнение улучшает циркуляцию крови в верхней части туловища, заставляет работать мышцы рук и плеч и углубляет дыхание. Вхождение в образ птицы создаёт ощущение свободы и простора.

  1. Слон

Считается, что это упражнение хорошо активизирует мозжечок, но при этом и другие части мозга активизируются и координируются друг с другом. Всё это влияет на развитие слуха, зрения, памяти и на способность работать с вербальной информацией. Особенно эффективно это упражнение при работе с гиперактивными  детьми.

  1. Скрещённые руки

Это упражнение расслабляет и приводит к внутреннему покою. Снятие гипервозбуждения с некоторых участков коры полушарий головного мозга может привести к тому, что фокус внимания человека меняется. Это упражнение хорошо использовать после очень напряжённой деятельности или в качестве подготовки к таковой (к разбору конфликтной ситуации).

  1. Хула-хуп

Для многих европейцев эти, в общем-то, простые движения сложны. Именно поэтому совершать их необходимо. Можно заметить, что часто мышцы спины и таза находятся в постоянном напряжении, и это мешает нам двигаться эластично, легко и ловко. Это упражнение можно повторять  довольно часто, пока участники не будут делать его свободно.

  1. Топни ножкой!

После продолжительной сидячей деятельности , а также после пережитого неуспеха или разочарования это упражнение предоставляет удобный случай почувствовать твёрдую почву под ногами, утвердить собственную силу и активизировать дыхание и кровообращение.

  1. Медленное дыхание

Подобный способ дыхания – классическое средство для всех, кто хочет достичь состояния внутренней концентрации, ощутить покой или силу. Это упражнение очень короткое, поэтому его можно комбинировать с другими упражнениями. А ещё лучше сделать его стандартным ритуалом в Вашей группе!

  1. Быстрое дыхание

Для здоровых и крепких участников это упражнение безопасно. За такой короткий промежуток времени организм автоматически выравнивает уровень кислорода в крови. Участникам же с повышенным кровяным давлением это упражнение не рекомендуется.

  1. Спящая восьмёрка

Это упражнение расслабляет затылочную мускулатуру, улучшает циркуляцию крови и активизирует глазные мышцы. «Спящая восьмёрка» - прекрасная подготовка к учебному процессу, особенно если во время него учащиеся будут в основном говорить, писать или считать.

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА: КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА

 

1.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

 

Такие дети рано учатся говорить, у них, как правило, нет логопедических проблем, им легко даются чтение, письмо, изучение иностранных языков, они хорошо пишут сочинения, с удовольствием решают кроссворды, играют в словесные ребусы и головоломки. Информацию они лучше всего воспринимают в письменном виде.

 

Для обучения такому ребёнку подойдут книги, учебники, конспекты лекций. В будущем он сможет стать юристом, журналистом, переводчиком.

 

2.ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

 

Дети с этим типом интеллекта не испытывают проблем с устным счётом, любят оперировать цифрами, всё измерять и вычислять. Они всегда точно знают, сколько сдачи должны им дать в магазине, быстро оценивают на глаз количество предметов, не путаются в долях, процентах и вероятностях. Информацию им лучше подавать в структурированном виде, по пунктам.

 

Из них получаются отличные бухгалтеры, программисты, инженеры.

 

3.ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ

 

Такие дети быстро запоминают дорогу, могут сориентироваться в незнакомом месте, любят что-то мастерить руками, делать модели, рисовать чертежи и карты. Им легко даются квесты. Дети с этим типом интеллекта хорошо усваивают информацию с помощью иллюстраций, видеороликов, схем и диаграмм.

 

Они могут стать успешными конструкторами, дизайнерами, архитекторами.

 

4.МУЗЫКАЛЬНЫЙ

 

Дети с этим типом интеллекта обладают тонким слухом, рано проявляют музыкальные способности, с удовольствием осваивают разные музыкальные инструменты, у них прекрасное чувство ритма. Информацию они лучше всего воспринимают на слух, им нравится слушать аудиокниги и записи лекций.

 

Они могут сделать карьеру в сфере звукозаписи или на радио.

 

5.ТЕЛЕСНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

 

Дети с таким типом интеллекта очень хорошо владеют своим телом. Они рано начинают ползать, ходить и бегать, легко осваивают любые спортивные снаряды, у них прекрасная координация движений. Они любят подвижные игры. Для их обучения полезно использовать модели, инструменты, наглядные пособия, которые можно потрогать.

 

Из них получаются хорошие спортивные тренеры, танцоры, массажисты.

 

6.СОЦИАЛЬНЫЙ

 

Эти дети великолепно чувствуют себя в сфере коммуникации, им легко общаться, они понимают людей с полуслова, умеют сопереживать и обладают способностью влиять на других. Они обожают играть в командные игры. Таким детям жизненно необходимо учиться в коллективе, они лучше всего воспринимают информацию в процессе обсуждения.

 

Им идеально подходит формат мастер-классов или семинаров. Из них получаются хорошие политики, педагоги, менеджеры по подбору персонала.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?

 Период школьного детства – один из важнейших периодов в жизни человека, который накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Сколько радужных надежд связано у семьи с поступлением ребёнка в школу: каждый малыш хочет учиться только отлично. Однако уже в начальных классах многие дети испытывают не только трудности в обучении, но и в соблюдении правил поведения и работы в классе. Кроме того у них возникают проблемы при общении со своими одноклассниками.

         Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками, легко отвлекается, забывчив, невнимателен, постоянно переключается на любую постороннюю мелочь и, кажется, совсем не учится на своих ошибках, действует импульсивно, не думая, что это приводит ко многим неприятным ситуациям и замечаниям в его адрес? Что кроется за этим: вариант нормы или патология?

         Весь этот перечень отклонений объединяется общим названием – «Синдром дифицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).

         Учителя должны хорошо запомнить, что

СДВГ редко проявляется в одиночку, часто ему сопутствуют следующие нарушения: тревожные расстройства, депрессивные состояния, расстройства поведения (агрессивное поведение), биполярные расстройства, синдром Туретта, тики, энурез.

 

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

*наблюдение за ребёнком;

*данные анамнеза;

*анкетирование родителей;

*анкетирование педагогов;

*анализ успеваемости;

*беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребёнка;

*опросник для учителя по психологической адаптации ребёнка в школе;

*беседа с логопедом, работающим с данным ребёнком;

*диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности);

*диагностика подвижности нервной системы;

*углубленная диагностика внимания.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

- неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;

- неспособность вслушиваться в обращённую речь;

- неспособность доводить выполняемую работу до конца;

- неспособность организовать свою деятельность;

- отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;

- исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги)

- забывчивость в повседневной деятельности;

- отстранённость от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

- ребёнок суетлив, не может сидеть спокойно;

- вскакивает с места без разрешения;

- бесцельно бегает, ёрзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;

- не может играть в тихие игры, отдыхать.

 

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

- не может дождаться своей очереди;

- часто вмешивается, прерывает;

- резкие смены настроения;

- не подчиняется правилам поведения или игры;

- имеет разный уровень выполнения заданий, на одних занятиях спокоен, на других – нет.

 

         Существуют многочисленные стратегии и методы, помогающие улучшить поведение, самооценку и общее качество жизни ребёнка с СДВГ.

- общее информирование родителей об СДВГ и коррекция процесса воспитания;

- обучение ребёнка самоконтролю, регуляции внимания, принятию решений и социальным навыкам;

- медикаментозное лечение;

- адаптация процесса обучения к ребёнку с СДВГ.

 

         1.Существенным компонентом  в лечении СДВГ являются успешно подобранные и правильно применяемые медицинские препараты.

         2.Ребёнка с СДВГ необходимо обучать социальным навыкам и контролю над вспышками гнева.

         3.Родители такого ребёнка должны помочь ему так распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены.

         4.Одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

 

         Для коррекции поведения ребёнка  с СДВГ родители должны соблюдать следующие правила:

  1. Не концентрируйте внимание на негативных формах поведения ребёнка.
  2. Постоянно поощряйте его, отмечайте успех. Не сравнивайте его с другими более успешными детьми, сравнивайте с прошлым результатом.
  3. Исключите такие методы воспитания, как эмоциональная взбучка, крик, физические наказания. Ребёнок внутренне ещё более дезорганизуется и теряет способность  правильно себя вести.
  4. Гипервозбудимость ребёнка усиливается в местах скопления людей, поэтому не рекомендуется оставлять его в группе продлённого дня. Желательно предоставить ему возможность побыть дома без других детей и дозировать его пребывание в ситуациях, где много взрослых и детей.
  5. Дети с СДВГ больше, чем другие, нуждаются в физическом контакте с родителями, и этот контакт является для них эмоционально поддерживающим и физически исцеляющим.
  6. Следите за своей речью, говорите спокойным тоном.

 

ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ В ОБУЧЕНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

  1. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает.
  2. Учитывая повышенную отвлекаемость ребёнка, помогите ему организовать рабочее место для выполнения домашних заданий. Лишние вещи должны быть убраны со стола, чтобы они не отвлекали внимания, создайте в комнате условия тишины.
  3. Многие дети не могут выполнять домашние задания самостоятельно. Им необходимо присутствие и участие взрослого для того, чтобы сосредоточиться на работе. Присутствие взрослого создаёт необходимые условия для концентрации внимания.
  4. Материал, пройденный в классе, следует повторять, так как ребёнок на уроке не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить (не обвиняйте его в этом!).
  5. Дети с СДВГ испытывают трудности с записью домашних заданий, так как они обычно задаются в конце урока, когда ребёнок совсем устал. Родители могут сами узнать, что было задано.
  6. Необходимо освободить ребёнка от несущественной работы и сосредоточить его на понимании пройденного материала. Лучше, чтобы эти дети в первом классе как можно меньше писали. Не заставляйте ребёнка переписывать из-за помарок или желания добиться хорошего почерка, которого, возможно, не будет, так как СДВГ часто сочетается с проблемами мелкой моторики руки.
  7. Помогайте ребёнку развивать визуальное мышление и учите использовать его при обучении. При развитом визуальном мышлении ребёнок быстро обучается пользоваться рисунками, чертежами, схемами. Этим снимается нагрузка механического запоминания.
  8. Используйте чёткое структурирование информации, которую необходимо усвоить, разбивайте её на конкретные образные единицы с последующей её организацией в целостные системы.
  9. Поощряйте чтение вслух дома, рассказывайте истории. Помогите ребёнку овладеть навыком оставаться в пределах одной темы.
  10. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
  11. Проводите энергичную физзарядку, так как она помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует выработку необходимых гормонов.

 

         Если ребёнок с СДВГ имел индивидуальное сопровождение в воспитании и обучении в дошкольный период и в начальных классах, то к 10-11 годам происходит устойчивая нормализация работы мозга, и далее он может учиться в том же режиме, что и его сверстники.

  

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

  1. Отрицательное поведение ребёнка необходимо предупреждать, обходить, а не заострять внимание, так как дети с СДВГ малочувствительны к замечаниям.
  2. Как можно чаще хвалить ребёнка с СДВГ за хорошее поведение, таким образом, поддерживая и закрепляя его. Обращать внимание на успехи и достижения. Необходимо соблюдать пропорцию: на пять похвал – одно замечание: на одно замечание – пять похвал.
  3. Похвала должна быть конкретной, а не общей.
  4. Если возникает необходимость говорить о не правильном поступке ребёнка, то следует говорить о его поведении, а не о его личности, с максимально точным описанием происшедшего. Отрицательное описание личности и её качеств, способствует закреплению негативного качества.
  5. Повышать учебную мотивацию: применение системы поощрений: использование нетрадиционных форм работы, обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся.
  6. Оценивание ребёнка должно исходить из средних, а не из лучших достижений. Если он постарался, сделал « как надо» и у него всё получилось – это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований.
  7. Проверка знаний должна осуществляться в начале урока.
  8. Необходимо избегать категоричных запретов.
  9. Следует иметь в классе чёткую систему правил поведения, выработанную совместными усилиями. Сразу требуется пояснить, что полагается за каждое конкретное невыполнение каждого правила.

 

РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

 

  1. Повышение уровня внимания.
  2. Снижение импульсивности.
  3. Снижение деструктивной двигательной активности.
  4. Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов.

 

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ КОНСТРУКТИВНЫМ ФОРМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГОМ И СВЕРСТНИКАМИ НА УРОКЕ

  1. Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
  3. Обучение приёмам структурирования учебного времени;
  4. Отработка навыков самоконтроля;
  5. Обучение техникам самоуправления.

 

КАК БЕСЕДОВАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Ставить перед ребёнком и его родителями только ОДНУ задачу. Идти от малого к большому. Для каждого из проблемных учеников составить с родителями план и даже записать его в тетради: области проблем, над чем работать, результаты, чем могут помочь родители. План должен быть реалистичный: писать в день восемь страниц прописей или добиваться идеальной письменной работы у детей с СДВГ бесполезно;
  • Общаясь с родителями, давайте только конкретную информацию: расскажите не только о проблемах, но и о достижениях ребёнка. Выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе вы справитесь с проблемами ребёнка;
  • Попробуйте использовать тетрадь связи между домом и школой. Это помогает ежедневному общению учителей и родителей и может предотвратить «аварийные» встречи. Такая постоянная взаимосвязь нужна детям с СДВГ;
  • Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению к общим целям.

 

Частая ошибка родителей и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребёнка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. То есть возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребёнка в дефиците. Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. При игре, требующей сосредоточения, не ограничивайте импульсивность и движения ребёнка. Развивая усидчивость, не напрягайте активное внимание. Когда ребёнок учится сдержанности, не нагружайте его интеллектуально. Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много. Даже самые замечательные родители, естественно, не выдерживают постоянных упрёков и осуждения и постепенно теряют связь со школой: не посещают собрания, не идут на контакт с учителем и администрацией школы, поэтому надо всегда занимать конструктивную позицию. Не ругать, а обращать внимание на проблему и предлагать или искать вместе с родителями пути её решения.

     Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в подростковом возрасте приобрести оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. Поэтому важнейшей социальной миссией педагога является не отвержение и изгнание такого ребёнка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

 

 

 

Что должен уметь ребёнок, идущий в школу.

Ребёнок должен знать: свой домашний адрес, адрес школы, телефон, место родителей, путь от дома до школы и обратно, уметь самостоятельно, выполняя правила дорожного движения, переходить улицу, отпереть и запереть дверь квартиры, звонить по телефону.

         Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, учитывая при этом изменения погоды, раздеваться, следить за своей одеждой, обувью; уметь тщательно умыться, причесаться; самостоятельно подогреть себе пищу, аккуратно поесть, убрать со стола; без напоминания мыть руки перед едой, после пользования туалетом, по мере надобности.

         Ученик должен уметь внимательно слушать учителя, родителя, самостоятельно выполнять их указания; уметь громко, чётко, не стесняясь отвечать на вопросы учителя и других взрослых; уметь обратиться с вопросом, за помощью к товарищу, знакомым и незнакомым людям, уметь распределить, спланировать своё время, без напоминания и помощи выполнять задание.

         Умение быть хорошим товарищем – одно из условий успешного вхождения ребёнка в школьный коллектив. Учите ребёнка быть хорошим товарищем; уметь оказывать помощь, выручить из беды, охотно поделиться книгой, игрушкой, доброжелательно относиться к ошибкам других и с готовностью прислушиваться к замечаниям в свой адрес.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

                   СПЕЦИАЛИСТ РАЗЪЯСНЯЕТ…

 

         Творческое воображение надо развивать с самого раннего детства. Оно необходимо каждому.

*Начните с игр «На что это похоже?». Постарайтесь угадывать образы в облаках, морозных узорах, разноцветных кляксах, необычных корнях, веточках, листьях.

*Спрашивайте своего ребёнка чаще: как что?

                             Такой же пушистый – как что?

                            Такой же колючий – как что?

                            Такой же весёлый – как что?

Ребёнок будет учиться сравнивать и находить подходящий образ.

*Принимайте фантазии ребёнка. Не отвергайте их. О шоколадных деревьях и снежных лягушках, о сладком дожде и синем яблоке…Фантазируя, он научиться сочинять сказки, зарисовки, рассказы.

*Дайте ему пластилин и глину.

*Дайте пустые коробки и пластиковые стаканчики. Моделируйте, изобретайте, стройте…Пусть выплеснутся все фантазии ребёнка.

*Создайте дома свою «типографию». Попробуйте издавать свою газету, книгу. Учите и учитесь вместе с ребёнком оформлять, сочинять, рисовать.

*Попробуйте создать домашний «подарочный фонд», куда Вы будете складывать все интересные поделки, которые можно будет при случае подарить родным, друзьям, знакомым.

*Старайтесь вместе «сочинять» карнавальные костюмы.

*Попробуйте подключать ребёнка к оформлению праздничного стола.

*Учите ребёнка остроумию. Научите его находить забавное, смешное в окружающем мире. Чувство юмора способствует творческому отношению к жизни.

*Читайте весёлые и остроумные стихи Д.Хармса, О.Григорьева, Г.Остера, А.Усачёва.

 

РЕБЁНКА НАКАЗЫВАТЬ?

                   СПЕЦИАЛИСТ РАЗЪЯСНЯЕТ…

Наказывать или не наказывать, как это делать – каждый решает сам. Иногда психологическое наказание может быть тяжелее физического.

         Семь правил для тех, кто наказывает (по В.Леви):

1.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2.Если есть сомнения – наказывать или не наказывать, НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ. Ни каких наказаний «на всякий случай»!

3.За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно – за все сразу, а не поодиночке за каждое. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

4.Никогда, чтобы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. НИКОГДА не отнимайте подаренного Вами или кем-то – НИКОГДА! Можно отменять только наказания.

5.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

6.Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!

7.Без унижения! Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над слабостью!

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ:

 

*лепка из глины и пластилина (снега, песка);

*рисование, раскрашивание картинок (обращать внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым);

*изготовление поделок из бумаги, аппликация, ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем;

 *изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов;

*конструирование;

*застёгивание кнопок, пуговиц, крючков;

*завязывание и развязывание лент, шнурков и узелков на верёвке;

*завинчивание и развинчивание крышек банок;

*всасывание пипеткой воды;

*открывание или закрывание дверцы или шкатулки;

*нанизывание бус и пуговиц;

*плетение косичек из ниток, венков из цветов;

*все виды ручного творчества: вязание, чеканка, выжигание;

*переборка круп (горох, гречка);

*игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

        

Социально-бытовая ориентировка

 

         Целью предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в 6-10 классах вспомогательной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни путём формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

         Достижение данной цели предусматривает необходимость проведения педагогической работы в следующих направлениях:

*формирование у учащихся умений в области бытового труда – в сферах личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;

*формирование экономико-бытовых умений (умений бережного обращения с окружающими предметами, водой, электричеством, умений выбирать и совершать покупки, а также умений планировать бюджет семьи);

*ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), практических умений пользоваться ими;

*формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

*ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, формирование умений общения;

*формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи.

*воспитание эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств;

*развитие волевых качеств у детей;

*коррекция и развитие познавательной деятельности школьников;

*формирование у детей веры в свои силы и возможности.

         Для организации человеком независимого и достойного образа жизни имеет и сформированность у него следующих волевых качеств и умений: умения преодолевать трудности, доводить дело до конца; самостоятельности, ответственности, инициативности, активности, решительности.

         Для того чтобы успешно овладевать этими знаниями и умениями, учащиеся должны адекватно и полноценно воспринимать окружающий мир – предметы, процессы, явления и др.; анализировать разнообразные жизненные ситуации, оценивать их; вспоминать и применять, актуализировать имеющиеся знания и умения в нужной ситуации; сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы и т.д.

         Возможность организации человеком независимого, самостоятельного образа жизни в значительной степени зависит от уверенности его в себе, своих силах, умениях, возможностях. Уверенность в своих силах возникает, если человек знает и умеет. В свою очередь, человек, который верит в себя, быстрее развивается и овладевает необходимыми знаниями и умениями. Поэтому наличие у детей веры в свои возможности, в свою успешность в организации быта – условие и одновременно средство эффективности социально-бытовой подготовки учащихся.

         Таким образом, социально-бытовая ориентировка учащихся направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

         Учитель-дефектолог: Саленик Анжелика Ивановна

         ГУО «Средняя школа №4 г.Ивацевичи»