Родителям первоклассников

«Самое прекрасное в мире зрелище - это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как вы указали ему путь».

                                   (Конфуций)

     Ваш ребенок скоро станет первоклассником. С приходом в школу он сразу столкнется с двумя проблемами - адаптацией в новой социальной среде и связанными с ней психофизическими нагрузками.

     По уровню интеллектуального развития и психологической готовности к школе дети заметно отличаются друг от друга. Дети, посещающие детский сад или другие дошкольные учреждения, легче адаптируются в новой социальной среде, им проще устанавливать и поддерживать контакты с незнакомыми детьми и взрослыми. «Домашние» дети нередко бывают очень напряженными и стеснительными, а это значит, что они в большей степени испытывают эмоциональные нагрузки. Избежать объективных трудностей в процессе обучения сможет, конечно же, ребенок более интеллектуально подготовленный.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС?


Ребенок должен:
1. Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и в конце слова, правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
2. Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
3. Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке, соотносить заданное количество предметов с цифрой.
4. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
5. Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
6. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
7. Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
8. Уметь рассказать элементарные сведения  о себе и своей семье.

Начало школьного обучения совпадает с ВОЗРАСТНЫМ КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ.

     Физиологической основой кризиса этого возраста является эндокринный сдвиг, характеризующийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов.
    Внешне же кризис развития проявляется в том, что доселе эмоционально непосредственный в своих желаниях ребенок вдруг начинает проявлять немотивированное своенравие. Ребенок становится для взрослых непонятным, а потому непослушным, с трудом поддается воспитательному воздействию.
   Симптомами переходного периода являются нарушения психического равновесия: неустойчивость настроения, капризность, обидчивость, плаксивость, упрямство, кривлянье, раздражитель­ность, дерзость и даже агрессивность.
   Начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки. Раньше он жил преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него мало занимательны.
   Все трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физиологическая перестройка, которая с ним происходит, требуют огромной чуткости и терпения от взрослых.
   Самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.
 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: 


     Не относитесь к ребенку как взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте от него немедленной ответственности во всем, что касается его новой жизни. Сами регулируйте его свободное время и время для занятий дома. И поменьше говорите: «Ты должен», «Ты обязан». Ребенок и сам постепенно это поймет с вашей помощью.

     Выполнение домашнего заданияобязательно потребует вашего участия.Разумнее помогать ребенку, нежели упрекатьего тем, что «вот не сделаешь, завтра тебяучительница будет ругать» или «наверное, тебянадо отправить в садик, так как ты ничего самне умеешь делать».

     Следите, чтобы на выполнение домашних заданий не уходил положенный ребенку досуг. Свободное время он должен проводить активно и интересно и с пользой для здоровья. И в этом вы ему должны помогать.

     Интересуйтесь не только оценками сына или дочери. Расспросите, как прошел день вообще, что рассказал сосед по парте, как играли на перемене... Однако уделять повышенное внимание расспросам, как именно ответил у доски, в каком месте ошибся и так далее, не стоит.

     Поощряйте старания ребенка вне зависимости от результата. Перед каким-либо важным испытанием (например, рассказом стихотворения у доски перед всем классом) не стоит слишком фиксировать на этом внимание ребенка. «Выйдешь, соберись, все вспомни и расскажи хорошо», «Смотри, повтори, а то забудешь эту строчку» - так вы добьетесь прямо противоположного результата. Ведите себя спокойно, может быть, даже чуть равнодушно: «Ну, ошибешься, ничего страшного!».

     Рассказывайте о своей школьной жизни не только то, что вы «всегда получали хорошие отметки и делали все уроки до прихода родителей». Пусть ребенок знает, что вы тоже ошибались, тоже шалили и ссорились с друзьями, у вас тоже было плохое настроение и страх перед слушателями. И все это не помешало вам стать умным и образованным человеком.

     Поговорите с учительницей об особенностях вашего ребенка, например, что ему нужно повторить задание дважды. Если учительница будет знать об этом заранее, ребенок с большей вероятностью сможет избежать лишнего стресса.

     Поощряйте школьную дружбу, дажеесли, на ваш взгляд, это не совсемподходящий мальчик или девочка. Невмешивайтесь в конфликты ребенка с друзьямии, тем более, не пытайтесь разбираться с ихродителями. Дети должны сами найти решение - это им понадобится во взрослой жизни.

     Первая учительница для ребенка - очень значимый человек. Именно от нее зависит, полюбит ребенок процесс учебы или будет относиться к нему как к тяжелой повинности. Отношение учительницы к ученику сказывается и на формировании у ребенка самооценки. Если вы чувствуете, что учительница явно не любит вашего ребенка и относится к нему соответствен­но (такое редко, но бывает), то лучший выход - перевести ребенка в другой класс. Только убедитесь, что вы объективны в своей оценке и что проблема действительно есть.
      

     Ваш ребенок, как и любой человек, уникален. Он единственный и неповторимый, ни на кого не похожий. Не сравнивайте его ни с кем, никого не ставьте ему в пример, фиксируйте его внимание на собственных достижениях, сравнивайте его сегодняшнего с ним вчерашним - и это будет придавать ребенку силы в овладении школьными премудростями.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Руководствуясь нашими советами, не забывайте о главном: самые грандиозные школьные успехи не стоят возможных потерь для здоровья. Позаботьтесь, чтобы ребенок соблюдал соответствующий его возрасту режим дня, хорошо питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, был спокойным и жизнерадостным. В ваших силах сделать так, чтобы учеба в школе давалась ребенку легко и приносила ему только радость.