Консультация для родителей


Уровни речевого развития

Развитие речи начинается с 3 месяцев, с периода гуления. Малыш как бы «пробует звуки на вкус». Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. 9-10 месяцев – ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби).

К 1 году словарь от 10 слов до 50

В этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. это те слова, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам.

К 2 годам: 250 -300 слов.

Начинают формироваться предложения, состоящие из 2 -3 слов.

К возрасту 2,5 года – отличается нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, т.е. малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов.

К 3-м годам словарь насчитывает 800-1000 слов.

Фразы усложняются и в предложении уже 5-7 слов. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш в речи делает свои выводы, обобщает, начинает анализировать.

В период от 1 до 3-х лет четко произносит следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Если вы видите, что многих звуков нет, речь невнятная, наблюдаются многочисленные замены, пропуски целых слогов, необходима логопедическая помощь, которая направлена на:

- подготовку артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков, тренируя его во время артикуляционной гимнастики.

 

  

 

 

- если малоподвижный язычок, хорошим эффективным средством является логопедический массаж язычка.

- развитие слухового внимания и слухового восприятия речи. Ребенок не различает на слух парные звуки, например: в-ф, с-з…путает их, заменяет один звук на другой.

 

Интересные игровые упражнения помогут развить его слух

 Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

 

Юные поэты

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

В норке жили – были мышки,

А на столе лежали пышки.

И т. д. Можно двустишия записать и оформить в виде книжки.

  

Зашифрованные  слова

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. Взрослый предлагает ребенку набор букв. Составив слово из данных букв, ребенок узнает об ожидаемом его сладком сюрпризе. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. Усложнить задание можно предложив составить из букв не одно слово, а целое предложение.

 

Королевство кривых зеркал

Взрослый предлагает ребенку отправиться в королевство, в котором все жители говорят «перевернутыми» наоборот словами, например ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.

 

Пирамида

Эта игра требует предварительной подготовки. На листе ватмана нарисовать пирамиду.

Взрослый подбирает картинки предметов, состоящих из трех, четырех, пяти звуков. Количество картинок соответствует количеству  ячеек на ступени пирамиды. На первую ступень взрослый предлагает поместить картинки, название которых состоит из трех звуков, на вторую ступень – из четырех, на третью – из пяти.  Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, состоящие из определенного количества звуков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Можно попросить назвать «соседей» заданного звука.

Спортсмены

Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода): 

А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.

На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать

  

Развитие мелкой моторики пальцев.

 

 

Пальчиковая гимнастика

Зачем она нужна, недоумевают родители? Все дело в том, что речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга.

Соединяем одинаковые пальчики рук

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!(руки опустить, потрясти кистями)

 

"Колечко"

 Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

 чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

 

"Пчелка"

 Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;  то же левой рукой;  то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

 

"Ножки"

 Указательный и средний пальцы "бегают" по столу;  те же движения производить пальцами левой руки;  те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

 

"Рожки"

 Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;  то же упражнение выполнить пальцами левой руки;  то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

 

"Глазки"

 Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

Глазки у волчонка,

Глазки у зайчонка,

Глазки у котенка,

Глазки у козленка,

Глазки у цыпленка,

Глазки у утенка,

Глазки у лисенка,

Глазки у ребенка!

 

"Ушки-рожки"

 Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!

"Ведерко"

 Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Расплескалась вода,

Лей скорей еще сюда!

 

"Тарелочка"

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

 

 

К 4 годам все основные звуки должны быть сформированы, также шипящие и свистящие. Словарь 1000 – 2000 слов.

Малыш жаждет общения, очень любознателен. Он познает мир и задает тысячу вопросов. Будьте терпеливы! Объясняйте спокойно и доходчиво – так, чтобы малыш усвоил новое понятие. В период с 3 - 4 лет чётко произносит звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, з, ц.

С  4 до 5 лет звуки: ш, ж, ч, щ.

К 5-ти годам активный словарь у детей увеличивается до 25000 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется.

К 5-ти годам, при нормальном развитии у ребенка должны сформироваться все звуки, а также «л», «р».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА

  •  Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно мне давать всё то, что я требую. Я просто испытываю Вас.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.
  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. 
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас. 
  • Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдёт в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию на стороне.
  • И, кроме того, помните, что я люблю Вас, пожалуйста, ответьте мне любовью.

Учитель-дефектолог  Пигальская  Г. М.


Для вас, родители!

 Если ребенок не любит читать.  Ребенок плохо читает

 

Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие:

  • возросло число детей, читающих только по школьной программе;
  • все меньше детей и подростков стало проводить своё свободное время за чтением;
  • по мере взросления интерес к чтению у ребёнка ослабевает;
  • усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
  • большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало  и  плохо читающие  дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Пять простых советов, если ребенок не любит читать.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать?

  1. Не заставляйте ребёнка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребёнком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребёнка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребёнку. Например, если сейчас  он  интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребёнок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребёнок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

Учитель-дефектолог  пункта коррекционно-педагогической помощи  Пигальская  Г. М.


Для вас, родители!

Советы родителям детей с нарушениями  письма

       Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в так называемых “трудных” и тем более “безнадежных” случаях.

      Поскольку ребенок уже привык считать себя безграмотным и предшествующие безрезультатные или почти безрезультатные занятия с ним оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь прежде всего коренным образом изменить само его отношение к этим занятиям (имеется в виду дополнительная домашняя работа родителей с ребенком над ошибками). Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки  у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора — успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание писать без ошибок. Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка никогда не дают и не могут дать положительного результата.

      Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту норму, которую ему предстоит выполнить (в количестве строк или минут) и четко соблюдайте ее, никогда не требуя лишнего. Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.

      Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что ошибки “сдаются” и закончите занятие на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Реально обеспечить соблюдение этого необходимейшего условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над одним грамматическим правилом. Однако это не означает, что ребёнку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Просто все другие слова ребенок очень внимательно списывает с книги или вы диктуете их “подсказывающим” способом.

  Поработав с вами несколько дней подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребёнок полностью его усваивает и обязательно перестанет делать ошибки на это правило. Тогда вы спокойно перейдете к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.

      Начните с внимательного изучения тетрадей вашего ребенка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок, побеседуйте с логопедом и учителем вашего ребенка — специалисты дадут вам конкретный квалифицированный совет.

      Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктантов, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Для этого перед записью каждого “сомнительного” слова необходимо спрашивать, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно еще раз обратиться к правилу. И только по мере упрочения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку пропущенных букв.

      Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что предупредит возможность проявления ошибок на письме. Только таким путем можно “приучить” его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма. 

Терпения и успехов вам, уважаемые родители!

 Учитель-дефектолог ПКПП Пигальская Г. М.


Речевая готовность ребёнка к школе

(рекомендации учителя-дефектолога родителям).

На момент поступления в школу ребёнок должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • уметь выделить:

- ударный гласный из начала слова (утка);

- выделение согласного из стечения согласных вор);

- конечный согласный из лёгких слов типа мак;

- конечный гласный ударный (мука);

- выделение согласного из начала слова (рама).

  • иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии,  слова с противоположенным значением);
  • практически овладевать грамматически правильной речью:

-правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто тело  кошки? – шерстью);

- образование множественного числа существительных;

- правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под;

- правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее, большое), числительных и существительных (пять деревьев);

- уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей, ведро);

- уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);

  • уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
  • уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.

                   Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.

           Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием  в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

 

                                Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.     

        Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:

  • пропуск гласных букв в слове;
  • пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
  • перестановка букв в слове (клюква – клювка);
  • пропуск слогов (бабочка – бачка);
  • искажение слов (клюква – кулва);
  • недописывание слов (растёт – растё);
  • вставка лишних букв в слове (поют – поеют);
  • неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
  • неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
  • неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
  • смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
  • смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
  • оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.

 

Уважаемые родители, обратите внимание!

               Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.

    Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


Для   вас,  родители!

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ?

 

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка; всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей, но – это дело не только школы, но и родителей. Именно родители могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

 Учитель-дефектолог  Пигальская  Г. М.


Родителям на заметку!

Зачем в школе изучают фонетику?

Казалось бы, все мы различаем звуки, слова и интонацию. Однако фонетику ввели в школьную программу. Разберемся, зачем школьникам изучать фонетику?

Что изучает фонетика?

Звуки речи окружают нас с самого рождения. Благодаря тому, что мы умеем слышать и различать слова, тон голоса и смысл разговора – мы можем полноценно жить в социуме. Именно это и изучает наука фонетика. Уже в садике дети учатся разбирать слова на определенные звуки и различать гласные, согласные, звонкие и глухие. Это основы фонетики. Эта наука занимается изучением звучания нашей речи. Благодаря законам фонетики речь звучит более выразительно, плавно и гармонично. И это вопрос не только красоты. Неудачные по благозвучию фразы затрудняют концентрацию внимания на мысли и понимание речи.

Практическая фонетика

В начальной школе с детьми занимаются именно практической фонетикой. Данный курс предназначен для корректировки произношения и развития фонематического слуха. Отдельную важность это имеет для детей, которые в дошкольном возрасте не овладели произносительными навыками и нуждаются в том, чтоб их научили правильному произношению. Упражнения по фонетике проводятся с учениками в обычных классах. Существует достаточно много учебно-методических пособий по практической фонетике именно для детей, ведь артикуляцию важно скорректировать в детстве.

Фонетические ошибки и их причины

Проводя фонетический разбор, ученики совершают типичные ошибки. Например, путают твёрдые и мягкие согласные, не слышат некоторых букв, ставят неверные ударения или не могут произнести звук автономно от слова, выделить его.

Главная причина – нет внимательного слушания слова. Важно научить ребёнка слышать и оперировать звуками. Поэтому на уроках популярно чтение вслух. Проговаривая слово вслух, мы воспроизводим его звучание и через звучание понимаем значение слова.

Наиболее частые фонетические ошибки – дисфония, переразложение, кольцевая рифма, отдаленная рифма.

Тесты по фонетике

На протяжении всего курса и в его конце с детьми проводят тесты, чтобы проанализировать насколько успешно проходит обучение и выявить существующие проблемы. Для этого ученикам предлагают ответить на ряд вопросов по типу:

1) В каком слове больше звуков?

2) В каком слове произносится звук «й»?

3) В каком слове больше букв, чем звуков?

4) В каком слове согласные мягкие?

Также предлагается провести фонетический разбор слова. Для того чтоб вспомнить самому и помочь ребенку разбирать слова - в интернете можно найти теоретический учебный материал. Также существуют сервисы онлайн словарей, которые позволяют проверить себя и помогают в спорных моментах.

Учитель-дефектолог  Пигальская  Г. М.