Памятка для родителей

Что должен уметь ребёнок, идущий в школу.

Ребёнок должен знать: свой домашний адрес, адрес школы, телефон, место родителей, путь от дома до школы и обратно, уметь самостоятельно, выполняя правила дорожного движения, переходить улицу, отпереть и запереть дверь квартиры, звонить по телефону.

         Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, учитывая при этом изменения погоды, раздеваться, следить за своей одеждой, обувью; уметь тщательно умыться, причесаться; самостоятельно подогреть себе пищу, аккуратно поесть, убрать со стола; без напоминания мыть руки перед едой, после пользования туалетом, по мере надобности.

         Ученик должен уметь внимательно слушать учителя, родителя, самостоятельно выполнять их указания; уметь громко, чётко, не стесняясь отвечать на вопросы учителя и других взрослых; уметь обратиться с вопросом, за помощью к товарищу, знакомым и незнакомым людям, уметь распределить, спланировать своё время, без напоминания и помощи выполнять задание.

         Умение быть хорошим товарищем – одно из условий успешного вхождения ребёнка в школьный коллектив. Учите ребёнка быть хорошим товарищем; уметь оказывать помощь, выручить из беды, охотно поделиться книгой, игрушкой, доброжелательно относиться к ошибкам других и с готовностью прислушиваться к замечаниям в свой адрес.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

                   СПЕЦИАЛИСТ РАЗЪЯСНЯЕТ…

 

         Творческое воображение надо развивать с самого раннего детства. Оно необходимо каждому.

*Начните с игр «На что это похоже?». Постарайтесь угадывать образы в облаках, морозных узорах, разноцветных кляксах, необычных корнях, веточках, листьях.

*Спрашивайте своего ребёнка чаще: как что?

                             Такой же пушистый – как что?

                            Такой же колючий – как что?

                            Такой же весёлый – как что?

Ребёнок будет учиться сравнивать и находить подходящий образ.

*Принимайте фантазии ребёнка. Не отвергайте их. О шоколадных деревьях и снежных лягушках, о сладком дожде и синем яблоке…Фантазируя, он научиться сочинять сказки, зарисовки, рассказы.

*Дайте ему пластилин и глину.

*Дайте пустые коробки и пластиковые стаканчики. Моделируйте, изобретайте, стройте…Пусть выплеснутся все фантазии ребёнка.

*Создайте дома свою «типографию». Попробуйте издавать свою газету, книгу. Учите и учитесь вместе с ребёнком оформлять, сочинять, рисовать.

*Попробуйте создать домашний «подарочный фонд», куда Вы будете складывать все интересные поделки, которые можно будет при случае подарить родным, друзьям, знакомым.

*Старайтесь вместе «сочинять» карнавальные костюмы.

*Попробуйте подключать ребёнка к оформлению праздничного стола.

*Учите ребёнка остроумию. Научите его находить забавное, смешное в окружающем мире. Чувство юмора способствует творческому отношению к жизни.

*Читайте весёлые и остроумные стихи Д.Хармса, О.Григорьева, Г.Остера, А.Усачёва.

 

РЕБЁНКА НАКАЗЫВАТЬ?

                   СПЕЦИАЛИСТ РАЗЪЯСНЯЕТ…

Наказывать или не наказывать, как это делать – каждый решает сам. Иногда психологическое наказание может быть тяжелее физического.

         Семь правил для тех, кто наказывает (по В.Леви):

1.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2.Если есть сомнения – наказывать или не наказывать, НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ. Ни каких наказаний «на всякий случай»!

3.За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно – за все сразу, а не поодиночке за каждое. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

4.Никогда, чтобы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. НИКОГДА не отнимайте подаренного Вами или кем-то – НИКОГДА! Можно отменять только наказания.

5.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

6.Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!

7.Без унижения! Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над слабостью!

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ:

 

*лепка из глины и пластилина (снега, песка);

*рисование, раскрашивание картинок (обращать внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым);

*изготовление поделок из бумаги, аппликация, ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем;

 *изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов;

*конструирование;

*застёгивание кнопок, пуговиц, крючков;

*завязывание и развязывание лент, шнурков и узелков на верёвке;

*завинчивание и развинчивание крышек банок;

*всасывание пипеткой воды;

*открывание или закрывание дверцы или шкатулки;

*нанизывание бус и пуговиц;

*плетение косичек из ниток, венков из цветов;

*все виды ручного творчества: вязание, чеканка, выжигание;

*переборка круп (горох, гречка);

*игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

        

Социально-бытовая ориентировка

 

         Целью предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в 6-10 классах вспомогательной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни путём формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

         Достижение данной цели предусматривает необходимость проведения педагогической работы в следующих направлениях:

*формирование у учащихся умений в области бытового труда – в сферах личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;

*формирование экономико-бытовых умений (умений бережного обращения с окружающими предметами, водой, электричеством, умений выбирать и совершать покупки, а также умений планировать бюджет семьи);

*ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), практических умений пользоваться ими;

*формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

*ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, формирование умений общения;

*формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи.

*воспитание эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств;

*развитие волевых качеств у детей;

*коррекция и развитие познавательной деятельности школьников;

*формирование у детей веры в свои силы и возможности.

         Для организации человеком независимого и достойного образа жизни имеет и сформированность у него следующих волевых качеств и умений: умения преодолевать трудности, доводить дело до конца; самостоятельности, ответственности, инициативности, активности, решительности.

         Для того чтобы успешно овладевать этими знаниями и умениями, учащиеся должны адекватно и полноценно воспринимать окружающий мир – предметы, процессы, явления и др.; анализировать разнообразные жизненные ситуации, оценивать их; вспоминать и применять, актуализировать имеющиеся знания и умения в нужной ситуации; сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы и т.д.

         Возможность организации человеком независимого, самостоятельного образа жизни в значительной степени зависит от уверенности его в себе, своих силах, умениях, возможностях. Уверенность в своих силах возникает, если человек знает и умеет. В свою очередь, человек, который верит в себя, быстрее развивается и овладевает необходимыми знаниями и умениями. Поэтому наличие у детей веры в свои возможности, в свою успешность в организации быта – условие и одновременно средство эффективности социально-бытовой подготовки учащихся.

         Таким образом, социально-бытовая ориентировка учащихся направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

         Учитель-дефектолог: Кикун Анжелика Ивановна

         ГУО «Средняя школа №4 г.Ивацевичи»